Вы здесь

Финансово-правовое регулирование налоговой гармонизации в Европейском союзе

Автор: 
Курдяев Анатолий Евгеньевич
Тип работы: 
Кандидатская
Год: 
2012
Артикул:
372254
129 грн
(417 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

Оглавление
2
Введение...........................................................3
Глава 1 Налоговая гармонизация как межотраслевое понятие..........15
1.1.11онятие «налоговая гармонизация» и его доктринальная принадлежность.....................................................16
1.2. Признаки и принципы налоговой гармонизации....................39
1.3. Отграничение налоговой гармонизации от схожих явлений на международном и национальном уровнях...............................72
Глава 2 Финансово - правовые аспекты налоговой гармонизация в
Европейском союзе..................................................87
2.1. Правовое регулирование гармонизации НДС.......................90
2.2. Правовое регулирование гармонизации акцизов.................112
2.3. Правовое регулирование гармонизации
прямых налогов....................................................132
Заключение.......................................................167
Библиографический список..........................................174
11риложение №1....................................................193
Приложение №2.....................................................195
11риложсние №3...................................................197
Приложение №4......................................................199
Введение
3
Актуальность темы исследования. В современных условиях глобализации и экономической нестабильности отмечается интенсивное развитие межгосударственных отношений и интеграционных процессов. В середине XX века возникли многие международные организации, деятельность которых значительно отразилась на развитии финансового и налогового права. В 1944 году был создан Международный банк реконструкции и развития, и тогда же было заключено генеральное соглашение по торговле и тарифам, превратившееся позже во Всемирную торговую организацию, в 1945 году на Бреттон-Вудской конференции был создан Международный валютный фонд, а в 1948 году - Организация европейского экономического сотрудничества (позже - Организация экономического сотрудничества и развития). В 1951 году начинается первый этап европейской интеграции, завершившийся впоследствии созданием Европейского союза (ЕС). В настоящее время на территории бывшего СССР наблюдаются интеграционные процессы, активным участником которых является Российская Федерация. В этой связи рецепция европейского опыта правового регулирования отдельных аспектов финансовой деятельности с присутствием международного элемента является полезной и актуальной для российского законодателя, науки финансового и налогового права.
Так, налоговое право стран - участниц ЕС, будучи инструментом реализации европейской интеграционной политики, способствует достижению целей Сообщества, оптимизации международного сотрудничества. Одним из наиболее эффективных механизмов правовой интеграции в Евросоюзе, насчитывающим более чем полувековую историю, является гармонизация в сфере налогового права. Изучение и использование европейского опыта налоговой гармонизации несомненно полезно на современном этапе как для российской науки финансового права, так и законодательной деятельности с учетом активной гармонизации в рамках
19
исследования и создает отчеты о действии и ставках алкогольных акцизов и, когда это необходимо, представляет проекты соответствующих директив в Совет 12.
Исследование процесса правового регулирования налоговой гармонизации является особенно важным для российского законодателя, в частности, в свете создания и развития единого рынка стран - участниц ЕвразЕС. Можно предположить, что признаки и принципы европейской налоговой гармонизации, как они будут определены в третьем параграфе, в целом постоянны, в независимости от конкретного экономического объединения и платформы, на которой гармонизация выстраивается. Поэтому опыт правового регулирования Европейской налоговой гармонизации представляется актуальным и применимым (с некоторыми допущениями) и для российской международной политики. Изучение и применение европейского опыта позволит отечественному законодателю избежать ошибок и недостатков, допущенных в Евросоюзе, и более эффективно выстраивать координационную политику в рамках международных объединений.
Как отмечалось ранее, гармонизация налогового права является элементом налоговой политики Европейского союза уже более 60 лет. За это время было проведено множество научных исследований, в том числе официальных по заданию Комиссии Европейского союза. Понятие «налоговая гармонизация» встречается в работах зарубежных и отечественных ученых, его активно использует и законодатель. Вместе с тем его содержание неоднозначно и зависит иногда от автора или контекста, в котором оно употребляется. Кроме того, существует некоторое количество понятий, которые употребляются в качестве синонимов или же частично охватывают своим содержанием понятие «налоговая гармонизация», например: «сближение законодательств», «интеграция», «унификация». Эти
12 Council Directive 92/84/ЕЕС of 19 Oclober 1992 on approximation of the rates of excise duty on alcohol and alcoholic beverages. OJ L 316, 31.10.1992, p. 29-31.
20
понятия заимствованы из зарубежного европейского права, а некоторые употребляются в Соглашении о партнёрстве и сотрудничестве 1994 года 13, в Договоре об учреждении Евразийского экономического Сообщества м, и положениях, регулирующих деятельность его органов. В Декларации об экономической интеграции от 18.11.2011 15, положившей начало созданию Единого экономического пространства России, Беларуси и Казахстана, гармонизация законодательства представлена как одно из основных направлений деятельности стран - участниц. Аналогично гармонизация служит цели создания единого рынка в Европейском союзе 1б. Существующая правовая неопределенность в понимании этого понятия может привести к ошибкам и неточностям в законотворческой и научной деятельности. Неправильное понимание содержания строго определенного гармонизациоиного процесса в международных организациях и сообществах может привести к оспариванию и последующей отмене принятых актов, внести искажения в законодательный процесс, затормозить реализацию политических и экономических целей организаций. Ошибки в доктринальной и научной областях могут привести к неправильной квалификации исследуемых явлений и правоотношений, неверному подбору методов исследования и последующей недостоверности полученных результатов.
Таким образом, для успешного и правильного исследования сначала необходимо выяснить доктринальную принадлежность понятия налоговой гармонизации. Что же представляет собой гармонизация? Гармонизация является определенным процессом, выражающимся в урегулировании,
13 Agreement on partnership and cooperation establishing a partnership between the European Communities and their Member States, of one part, and the Russian Federation, of the other part. Protocol 1 on the establishment of a coal and steel contact group. Protocol 2 on mutual administrative assistance for the correct application of customs legislation. Final Act. Exchanges of letters - Minutes of signing, OJ, L 327 ,28/11/1997, p. 0003 - 0069.
14 Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества, Собрание законодательства РФ, 18.02.2002, № 7, ст. 632.
15 Декларация от 18.11.2011 "О евразийской экономической интеграции", от 18.11.2011.
16 См.: ст.26 и (гг. 114 Консолидированной версии договора о функционировании Европейского союза / Consolidated version of the treaty on the functioning of the European union. 9.5.2008, OJ С 115/47.