Вы здесь

Організація та функціонування банківського нагляду

Автор: 
Гриценко Руслан Андрійович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2002
Артикул:
3402U000968
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ БАНКОВСКОГО НАДЗОРА
2.1. Органы и структура банковского надзора
Первый принцип Базельского комитета определяет, что для эффективной работы системы банковского надзора каждый орган, вовлеченный в банковский надзор, должен иметь четко определенные обязанности и задачи, а также оперативную самостоятельность и адекватные ресурсы. Законодательство должно определять порядок выдачи лицензий для осуществления банковской деятельности, условия последующего надзора над банками, механизмы обеспечения их надежной и безопасной работы в соответствии с законодательством, а также правовую за щиту субъектов надзора. Кроме того, необходимо разработать способы обмена информацией между органами надзора и обеспечения ее конфиденциальности [168, С. 13].
Мировая практика банковского надзора на сегодняшний день не дает однозначных рекомендаций относительно наиболее оптимальной структуры органов банковского надзора для какой-либо конкретной страны. При этом отмечается, что институциональное строение системы банковского регулирования и надзора определяется особенностями исторического и экономического развития той или иной страны, традициями и в значительной степени характером банковской системы [100, c.233].
При организации структуры банковского надзора, исходя из анализа функций центрального банка, проведенного в первой главе, а также используя практику государственного устройства, состоящую в разделении трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной, можно предложить разделение системы банковского надзора в соответствии с существующими основными функциями: Центральный банк реализует нормативно-правовую функцию, органы банковского надзора - контрольно-наблюдательную, агентство регистрации и лицензирования, соответственно, регулятивную (Приложение А). Тем самым структура организации банковского надзора становится адекватной его внутреннему содержанию.
Такое разделение функциональных обязанностей обеспечивает эффективную работу механизма принятия независимых решений каждым органом в рамках своей компетенции.
В данной системе нормативно-правовую функцию выполняет центральный банк, определяющий в соответствии с действующим законодательством основные правовые и пруденциальные требования к работе и лицензированию банковских учреждений.
Контрольно-наблюдательная - осуществляется органами надзора, представляющими собой независимую государственную организацию, которая в процессе осуществления форм надзора следит за соблюдением действующего законодательства и пруденциальных норм, а также осуществляет мониторинг финансового состояния банковской системы в целом. При обнаружении серьезных недостатков в процессе инспектирования, материалы проверок передаются в агентство регистрации и лицензирования банковских учреждений для решения вопроса о принятии таких санкций к банку, как отзыв пунктов лицензии или отмена его регистрации.
Регулятивную функцию выполняет агентство регистрации и лицензирования (независимая государственная организация), которое самостоятельно принимает решения о регистрации банковских учреждений на основании анализа представленных документов, а также в соответствии с требованиями законодательных и пруденциальных норм, разработанных центральным банком. На основании информации органов надзора, независимых аудиторов и правоохранительных органов агентство регистрации и лицензирования рассматривает необходимость приостановления, отзыва пунктов лицензий, отмены регистрации банковского учреждения и т.п.
Причем следует отметить, что через осуществление общих функций банковского надзора, каждый орган реализует всю систему его специфических функций, таких как обеспечение законности, превентивную, оценочную и др. Выполнение этих функций осуществляется посредством решения определенных задач.
В предложенной структуре организации надзора на центральный банк возлагаются следующие задачи:
1. Разрабатывать и утверждать в рамках своей компетенции и с участием органов банковского надзора систему пруденциальных норм.
2. Разрабатывать или утверждать в рамках своей компетенции и при участии агентства по регистрации и лицензированию поданные им требования к регистрации и лицензированию банков и финансовых учреждений.
3. Представлять для принятия разработанные законопроекты с нормативными требованиями в высший законодательный орган страны.
На органы надзора возлагаются следующие задачи:
1. Осуществление мониторинга за состоянием коммерческих банков и всей банковской системы в целом;
2. Проведение выездных инспекций коммерческих банков, их филиалов, дирекций и их отделений.
3. Представление агентству регистрации и лицензирования предложений по отмене регистрации коммерческих банков, приостановлении отдельных пунктов их лицензий;
4. Применение штрафных санкций к коммерческим банкам за нарушения действующего законодательства или проведение чрезмерно рискованной политики.
На агентство регистрации и лицензирования возлагаются задачи:
1. Рассмотрение заявок на регистрацию банка;
2. Принятие решений о выдаче пунктов лицензии;
3. Рассмотрение предложений органов надзора об отмене регистрации, приостановлении пунктов лицензий коммерческим банкам;
Каждый из этих органов должен быть независимым в принятии своих решений, иметь возможность разрабатывать внутренние положения для оптимального и качественного выполнения возложенных на него задач. Центральный банк должен определить для органов надзора и агентства регистрации и лицензирования порядок обмена информацией, объем и частоту предоставляемой друг другу отчетности. Для решения спорных вопросов необходимо создать комитет, состоящий из равного количества представителей центрального банка, органов надзора и агентства регистрации и лицензирования, который будет принимать решения по вынесенным вопросам путем голосования.
Схему принципиального разделения функциональных обязанностей между центральным банком, органами надзора и