Вы здесь

Структура фізичної підготовленості і розвиток фізичних якостей, які визначають рівень спортивних результатів юних волейболістів

Автор: 
Проходовський Руслан Ярославович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2002
Артикул:
0402U001331
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
2.1. Методы исследований
Для получения объективных данных в работе использовались следующие методики исследований:
1. Анализ и обобщение литературы (теоретическое исследование).
2. Антропометрия.
3. Педагогические методы исследований.
4. Педагогические наблюдения с экспертной оценкой.
5. Статистические методы обработки материалов.
2.1.1. Анализ и обобщение научной литературы
В ходе теоретического исследования были проанализированы данные исследований и опыт практической деятельности специалистов в области общей теории и методики подготовки спортсменов и, в частности, в волейболе. Основное внимание уделялось структуре подготовленности спортсменов, методике развития физических качеств юных волейболистов, а также конкретным результатам имеющихся исследований. Особое внимание уделялось выявлению вопросов, требующих дальнейшей разработки и научного обоснования.

2.1.2. Педагогические методы исследований

В диссертационной работе использовалось педагогическое тестирование, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент.
2.1.3. Антропометрия
Антропометрические измерения осуществлялись в соответствии с современными требованиями к технике измерений [172]. Устройства для взвешивания и измерения роста и другие были калиброваны и не подвергались колебаниям в процессе программы исследований. Допустимыми отклонениями являлись: масса тела - 0,5 кг, длина тела - 3 мм [96, 172].
2.1.4. Определение скоростных способностей

1. а) определение простой двигательной реакции на звуковой сигнал проводилось с использованием устройства, состоящего из электромиорефлексометра типа ЭМР-01 и двух контактных датчиков. Испытуемый располагался перед устройством. После подачи звукового сигнала, первым датчиком испытуемый касался ко второму датчику, останавливающему секундомер, и фиксировал время реакции. Испытание проводилось трижды. Определялось среднее арифметическое (в мс);
б) в ходе эксперимента с определением времени простой двигательной реакции на звуковой сигнал, испытуемым давалось задание дать самооценку времени своей реакции. С этой целью испытуемые сначала называли время реагирования, а затем сверялись с показаниями миллисекундомера. Испытание проводилось трижды. В случае недооценки результат записывался со знаком "-", при переоценке - "+";
в) регистрировалось также время простой двигательной реакции на звуковой сигнал с варьированием времени ожидания перехода на последующую деятельность. С этой целью варьировалось время ожидания стимула: интервал времени между сигналом и стимулом 3, 4, 5 секунд. Абсолютная величина времени реакции при этих условиях характеризовала скоростные возможности волейболистов;
г) определение времени реакции на световой сигнал проводилось нами с помощью устройства, состоящего из электромиорефлексометра типа ЭМР-01 и двух контактных датчиков.
С помощью первого датчика включался световой сигнал, вторым датчиком останавливался секундомер. Испытание проводилось трижды. Определялось среднее арифметическое.
д) реакция на движущийся объект определялась нами с помощью электромиорефлексометра типа ЭМР-01. Испытуемому давалось задание остановить миллисекундомер на отметке 3 с. Испытание проводилось трижды. Недооценка записывалась со знаком "-", переоценка - "+";
2. Измерение времени одиночного (однократного) движения рукой. Для проведения этих измерений использовался электромиорефлексометр типа ЭМР-01 и два датчика в виде контактных пластин и щупа. По сигналу испытуемый щупом касался первого датчика и запускал секундомер. Затем он касался щупом к второму датчику расположенному на расстоянии 50 см от первого и тем самым останавливал секундомер.
Данный тест характеризовал способность к производству быстрого движения рукой, которое выполнялось в таком порядке: а) справа-направо правой, б) левой-направо, в) справа-налево правой, справа-налево левой, д) правой прямо, е) левой прямо.
3. Измерение темпа (частоты локальных движений) - теппинг-тест.
а) для проведения этого измерения использовалось устройство, состоящее из цифрового индикатора и телеграфного ключа. Испытуемый выполнял движения кистью в максимальном для себя темпе в течение 10 с. На цифровом индикаторе фиксировалось количество движений;
б) способность к управлению темпом движений определялась нами с помощью устройства состоящего из: цифрового индикатора, теппинг-платформы с 12-ю квадратами и щупа.
Испытуемый в течение 5 с наносил поочередно удары по квадратам, с помощью щупа. Испытуемый заранее получал задание в том, что в первом квадрате необходимо наносить удары в максимальном для себя темпе, во втором уменьшать в два раза, вновь в максимальном темпе в третьем квадрате и т.д. Учитывалось количество нанесенных ударов в каждом квадрате.
4. Измерение времени бега на различные отрезки дистанции.
а) регистрировалось время бега на 3, 6, 9 м. Измерение проводилось с использованием фотодатчиков ИСВИ и электронного секундомера;
б) тест "0-3-6-3-9 м". Волейболист стартовал от лицевой линии волейбольной площадки, касался рукой средней линии, линии нападения на своей стороне площадки, затем линии нападения на противоположной стороне площадки, средней линии и перемещался с максимальной скоростью к лицевой линии, противоположной месту старта. Регистрировалось время пробегания в секундах;
в) тест "5 х 6 м". Старт от лицевой линии до линии нападения и бег обратно с поочередным касанием рукой разметки 5 раз. Регистрировалось время пробегания в секундах.

2.1.5. Определение силовых способностей

1. Тесты для определения силы мышц ног:
а) приседание в течение 20 с. Подсчитывалось количество приседаний за указанное время;
б) выпрыгивание из приседа в течение 20 с. Подсчитывалось количество прыжков;
в) выпрыгивание вверх с места с доставанием маркированной отметки. Определялась высота прыжка