Вы здесь

Оцінка та аналіз конкурентоспроможності промислової продукції і виробника на регіональних ринках (на прикладі металургійної промисловості України)

Автор: 
Савчук Сергій Іванович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2002
Артикул:
0402U001592
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ И ПРОИЗВОДИТЕЛЯ
НА РЕГИОНАЛЬНЫХ РЫНКАХ
2.1. Современные методические подходы к оценке
привлекательности товарных рынков
В параграфе 1.3 была сформулирована задача разработки методов количественной оценки конкурентоспособности продукции и производителя на региональных рынках. Очевидно, что чем выше уровень конкурентоспособности некоторого товара или производителя на некотором рынке, тем он является более привлекательным для рассматриваемой продукции или предприятия. В этом смысле указанные понятия конкурентоспособности и привлекательности рынка очень близки или даже эквиваленты. Поэтому прежде чем приступать непосредственно к разработке методов определения уровня конкурентоспособности продукции и производителя на региональных рынках имеет смысл проанализировать современные методические подходы к оценке привлекательности товарных рынков.
Проблема оценки степени привлекательности рынков в том или ином виде затрагивается во многих теоретических и прикладных экономических работах как общего [49, 54, 57, 67, 94,108 и др.], так и специализированного характера [34 - 37]. Проанализируем развиваемые в данных работах методические подходы к решению указанной проблемы. При этом будем двигаться в направлении возрастания степени проработки данного вопроса в рамках существующих методик оценки привлекательности и выбора рынков сбыта.
В подавляющем большинстве работ методические рекомендации по определению степени привлекательности потенциальных рынков сбыта ограничиваются только перечнем факторов (критериев), которые в этом случае должны анализироваться. Различия здесь состоят в количестве и составе рассматриваемых факторов.
В фундаментальной монографии Ф. Котлера "Основы маркетинга" [46] указывается, что при оценке привлекательности рынков должны учитываться сведения об объемах продаж в денежном выражении на данном рынке, ожидаемые темпы роста сбыта, прогнозируемые размеры прибыли, интенсивность конкуренции, требования к каналам маркетинга.
В работе Дж.Р. Эванса и Б. Бермана [113] отмечается, что при выборе сегментов рынка фирма должна ориентироваться на свои сильные стороны, рассматривать такие факторы как уровень конкуренции, размер рынка, прибыль, отношения с каналами сбыта и образ фирмы. Аналогичный перечень критериев приводится в [31].
Несколько более расширенный по составу набор факторов приводится в [74]: объем реализации в натуральном и денежном выражении, темпы роста сбыта, политика ценообразования и цена в настоящий момент времени, норматив рентабельности и прогнозируемые значения массы прибыли, интенсивность конкуренции и перспективы ее изменения, особенности маркетинга и затраты на него.
Близкий по составу перечень факторов описывается в монографии [19]. В данной работе отмечается, что в идеале наиболее привлекательный рынок должен соответствовать следующим условиям: быть достаточно емким; представлять возможность дальнейшего роста; не быть объектом деятельности конкурентов; характеризоваться потребностями, которые могут быть удовлетворены продукцией данного производителя; иметь достаточно длительный период существования; быть прибыльным.
Более разнообразная по своей природе система факторов, которые предлагается использовать для ранжирования рынков по степени их привлекательности в зависимости от условий реализации продукции некоторого предприятия, содержится в [31]. Она включает следующие критерии: емкость рынка; инвестиционная политика, проводимая на данном рынке; особенности импортного регулирования (в случае внешнеэкономических операций); географическое положение; стабильность правового положения. В работе [48] к данному перечню добавлен еще один критерий - уровень ВВП соответствующего региона (страны), ВНП, доходов на душу населения.
В монографии [98] приводится семь критериев (точнее групп критериев) обоснованности выбора рынка или его сегмента по уровню привлекательности, которые должны характеризовать: количественные параметры рынка (называются такие показатели как емкость рынка и его потенциальные размеры); его доступность для предприятия, т. е. возможности предприятия получить каналы распределения и сбыта продукции, условия хранения и транспортировки и т. п.; существенность рынка - выяснение того, насколько реально можно ориентироваться при реализации рассматриваемой продукции на выделенную группу потенциальных потребителей, устойчивы ли их потребительские интересы и т. п.; прибыльность работы предприятия на данном рынке; совместимость рассматриваемого рынка с областью действия основных конкурентов; эффективность работы на выбранном рынке, под которой понимается наличие необходимого опыта и квалификации для работы на анализируемом рынке; защищенность выбранного рынка от конкуренции.
Иногда факторы различных аспектов привлекательности рынков и качественные уровни их значений представляют в матричной форме [3, 37, 46, 113 и др.]. Использование матриц делает более наглядным анализ рынков, но не меняет его сути.
Можно привести и другие работы, в которых рассматриваются те или иные наборы факторов для оценки степени привлекательности и на их основе выбора (ранжирования) рынков сбыта. Однако уже приведенных достаточно для того, чтобы сделать некоторые выводы.
Во-первых, анализ состава указанных выше наборов факторов показывает, что хотя некоторые критерии, такие как емкость рынка, его прибыльность, интенсивность конкурентных отношений и некоторые другие, приводятся в большинстве из них, однако в целом указанные наборы в значительной степени разнятся, отличаются разнообразным составом, включают факторы различной природы (экономические, политические, географические и т. п.) и уровня общности. Такой разнобой может свидетельствовать о том, что в настоящее время еще не существует единых методических подходов к формированию системы факторов, соответствующих показателей, которые должны использоваться для определения степени привлек