Вы здесь

Вдосконалювання техніки виконання стрибків у довжину на основі моделі "подвійного відштовхування"

Автор: 
Ян Цзінь Тянь
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2002
Артикул:
0402U001646
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Многочисленные исследования [51, 77, 89, 94, 111, 118, 149, и др.] показывают, что техническое мастерство прыгунов в длину характеризуется: а) способностью спортсменов развивать высокую скорость в ходе разбега; б) их умением минимизировать ее потерю в фазе отталкивания, создавая при этом высокий угол вылета центра масс; в) их способностью сохранять устойчивое равновесие в фазе полета и эффективно выполнять приземление в заключительной фазе прыжка. Наличие отмеченных выше базовых составляющих, определяющих технику прыжка, предопределило основные направления исследований.
Первое направление связано с теоретическим изучением (на основе построенной математической модели) взаимосвязи между основными биомеханическими параметрами движения спортсменов, определяющих соревновательный результат.
Второе направление связано с изучением взаимосвязи между биокинематическими параметрами прыжков в длину, выполненных высококвалифицированными спортсменами.
Третье направление связано с оценкой возможности освоения и целесообразности использования на различных этапах многолетней подготовки спортсменов техники выполнения прыжков в длину с разбега на основе "двойного отталкивания".
Четвертое направление - связано с обоснованием и внедрением в практику новых методических подходов к организации, построению и управлению процессом совершенствования технической подготовки спортсменов, занимающихся прыжками в длину с разбега.
2.1. Методика исследований.
Методологический подход к исследованию проблемы совершенствования технической подготовленности прыгунов базировался на основных положениях теории построения движений [15, 29, 30, 35, 113], теории функциональных систем [7, 8], а также системном подходе к исследованию проблем спортивной тренировки [71, 72, 58, 59].
В исследованиях применялись следующие методы:
1. Анализ научно-методической литературы.
2. Педагогические наблюдения и эксперимент.
3. Метод экспертных оценок.
4. Тестирование технической и специальной подготовленности, спортсменов, специализирующихся в прыжках в длину.
5. Методы математической статистики.
6. Математическое моделирование.
2.1.1. Анализ научно-методической литературы
Анализ научно-методической литературы проводился с целью изучения особенностей процесса совершенствования технического мастерства прыгунов в длину на различных этапах многолетней подготовки, а также для определения возможных путей его совершенствования. В изучаемую литературу были также включены работы по общим вопросам теории и методики физического воспитания и спорта [58, 59, 71, 73, 74 и др.], теории ошибок наблюдений [19, 53, 90 и др.], биомеханики движений [29, 35, 113 и др.]. Дополнительно была проанализирована литература, касающаяся проблем воспитания скоростных и силовых качеств спортсменов [14, 37, 48 и др.], а также специальная литература связанная с особенностями организации и проведения комплексного контроля в спорте [36, 40, 106 и др.].
2.1.2. Педагогические наблюдения и эксперимент
На всех этапах выполнения диссертационной работы проводились педагогические наблюдения за организацией тренировочного процесса у ведущих тренеров. В ходе таких наблюдений собирался, а потом анализировался материал о содержании, направленности и порядке использования специальных средств в подготовке спортсменов. Педагогические наблюдения проводились в ходе реального тренировочного процесса в спортивных клубах Хебейского педагогического университета (Китай) и Хебейского государственного института физической культуры (Китай), в Харьковском государственном высшем училище физической культуры N-1, в Государственном экспериментальном легкоатлетическом центре в г. Харькове, в Харьковской государственной академии физической культуры. Кроме этого был проведен анализ текущей документации отделения легкой атлетики ХГВУФК-1, ГЭЛЦ в г.Харькове, кафедры легкой атлетики ХГАФК. Изучены такие документы:
1. Учебная программа по легкой атлетике для ДЮСШ и СДЮСШ олимпийского резерва.
2. Рабочие программы и нормативы подготовленности для юных легкоатлетов 13-17 лет.
3. Рабочие программы и методические разработки кафедры легкой атлетики ХГАФК.
Педагогический эксперимент проводился на двух уровнях. На первом уровне, в группе начинающих спортсменов, вся работа была проведена автором на базе Хебейского государственного института физической культуры (Китай). В экспериментальную группу входило девять спортсменов, а в контрольную семь. Возраст участников 20-22 года. Эксперимент продолжался пять месяцев с января по июнь 1998 года. Всего было проведено шестьдесят учебно-тренировочных занятий.
На втором уровне в группе квалифицированных спортсменов основную тренировочную роботу проводил тренер Ян Ин Тянь (Хебейский государственный педагогический университет). Ему были рекомендованы для внедрения в процесс подготовки спортсменов результаты анализа и материалы по прыжкам в длину, полученные автором, как в процессе обучения в аспирантуре ХГАФК, так и ранее [151]. В эксперименте принимали участие семь спортсменов (пять мужчин и две женщины). Возраст участников 18 - 25 лет. Эксперимент проходил в период с февраля 2000 года по май 2001 года. Он включал в себя этап подготовки к Всекитайской универсиаде 2001 года.
2.1.3. Метод экспертных оценок.
Для правильного выбора средств, используемых в ходе педагогического эксперимента, был проведен специальный анкетный опрос 46 ведущих тренеров и преподавателей Китая. Анкетирование проводилось по общепринятой методике [23, 90]. Использовалась анкета открытого типа. Перед респондентами ставилась задача проранжировать группу предложенных тренировочных средств по их значимости. Цель такого опроса состояла в выяснении относительной значимости средств, используемых этими специалистами на начальных этапах подготовки спортсменов, специализирующихся в прыжках в длину. В ходе проведения эксперимента были ис