Вы здесь

Побудова інформаційних технологій у системі управління регіонального рівня

Автор: 
Рогожин Михайло Валерійович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2002
Артикул:
0402U001804
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ИНФОРМАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ
2.1 Разработка и исследование инфраструктуры информационно-аналитической поддержки принятия решений на региональном уровне
Можно вполне определенно сказать, что большинство, если не все решения стратегического характера, принимаемые органами государственного управления, в той или иной степени связаны с политической деятельностью, влияют на развитие политической системы, затрагивают интересы различных социальных групп, общественных организаций, партий и отдельных фигурантов. Сложность этого процесса в условиях переходного периода от административно-командных форм управления к демократическим заключается не только в отсутствии пригодных технологий и профессиональных знаний управленцев. Переход от принятия воздействующих решений к регуляторным связан с серьезными системными изменениями в обществе. Дело в том, что большинство решений, принимаемых в демократических странах, так или иначе сбалансировано естественным процессом взаимосогласования целей различных заинтересованных сторон.
По этому поводу Р.Даль писал: "Решения принимаются путем нескончаемых переговоров; [все же], несмотря на все ее недостатки (демократии, прим. авт.), она обеспечивает высокую вероятность того, что на определенной стадии процесса принятия решений любая политически активная и законно организованная группа может заставить себя выслушать. А это в политике немаловажно".[42]
В условиях авторитарного правления лицо, принимающее решение (ЛПР), не освобождено от необходимости учета интересов различных элитных групп или общественных организаций. Однако порядок согласования требований различных политических сил формально не определен, т.е. правила воздействия на принятие решений отсутствуют. Это обстоятельство влечет за собой как анархию в применении методов политического давления, так и не позволяет использовать технологии перераспределения ответственности и рисков.
Таким образом, демократические формы принятия решений являются более цивилизованными и, что самое главное, в общесистемном смысле способствующими поддержанию институциональной стабильности.
Несмотря на предупреждения А. де Токвиля о том, что демократия может превращаться в жестокую диктатуру большинства, что демократические формы правления не способны сформировать действительно профессиональное правительство, все же стоит оценить систему саморегуляции политических отношений, предлагаемую представительными формами демократии, как эволюционную ступеньку в развитии общества. [9]
Как бы отрицательно не оценивалась реальная демократическая практика в Украине, все же на региональном уровне она ближе к элементам классической представительской демократии.
Джон Милль утверждал: "Представительное правление означает, что весь народ, или значительная его часть, осуществляет через периодически избираемых им депутатов высшую контролирующую власть, предусмотренную любыми конституциями... Собрание, где может проявиться, пусть даже в страстной форме, любой интерес или оттенок мнения, где перед лицом правительства и всех остальных интересов и мнений он может заставить себя выслушать, принимая обращенные к нему доводы или добиваясь ясных ответов, почему с ним не соглашаются, - такое собрание само по себе является одним из наиболее важных существующих ныне политических установлений, одним из наиболее ценных приобретений свободного правительства". [44]
Однако даже на стадии становления демократических институтов не следует пренебрегать и современным опытом развитых государств. Это касается многолетнего спора о праве и необходимости вмешательства в саморегулирующийся процесс органов государственного управления.
По мнению Д. Белла: "Сегодня ситуация на местном уровне хаотична. Мы видим даже не децентрализацию, а беспорядок. Рост местных правительственных учреждений ведет к возникновению серьезных проблем в координации социальных программ, доведении решений до множества отдельных участков, в урегулировании несоответствия между имеющимися финансовыми ресурсами и потребностями сообщества и отдельных лиц, к общему снижению ответственности". [45]
Таким образом, Д.Белл подчеркивает сложность и высокую технологичность современного процесса принятия решения, воздействующего на демократические процессы саморегуляции.
Тем не менее, несмотря на все условия, налагаемые системой, управленческое решение - это волевой акт лица, принимающего решение (ЛПР), оформленный в законченном виде. Решения принимает руководитель и несет за них личную ответственность.
Основная цель любого управленческого решения - обеспечить координирующее (регулирующее) воздействие на систему управления, реализующую решение управленческих задач персоналом по достижению целей организации.
Постановка цели отвечает на вопрос: "Какой результат должен быть достигнут?" Задачи отвечают на вопрос: "Что должно быть сделано для достижения цели?"
В.Колпаков считает, что "основными задачами являются создание информационной базы для принятия своевременных решений, определение ограничений и критериев принятия решения, организации деятельности персонала управления... Принятие решений - творческая, ответственная задача управления. Она заключается в том, чтобы в соответствии со складывающейся обстановкой определить замысел последующих действий подчиненных, задачи структурных подразделений, порядок из взаимодействия, обеспечения и управления". [46]
Таким образом, объектом теории принятия решений является системная деятельность руководителей и персонала управления в процессе выработки, принятия и реализации решений.
Необходимо заметить, что различными специалистами процесс принятия решения трактуется по-разному, однако во всех вариантах есть общие элементы, которые так или иначе определяют основные процессы, их приоритетность. Приложение Б (табл.Б.1)
Таким образом, можно констатировать, что "принятие решений представляет собой процесс, который начинается с возникновения проблемной ситуации и заканчивается выбо