Вы здесь

Формування стратегії розвитку промислового виробництва

Автор: 
Некрасова Любов Аркадіївна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2002
Артикул:
0402U002480
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
О 2.1. Условия определения стратегии функционирования предприятий
промышленности
Промышленные предприятия Украины, с переходом к рыночным отношениям, оказались в условиях постиндустриальной эпохи. Однако изменение условий функционирования не повлекло за собой адекватного изменения подходов к управлению.
Эволюция систем управления позволяет определить направления и последовательность работ по адаптации методов управления в промышленном секторе экономики Украины. Однако, вначале следует идентифицировать стадию развития стратегического подхода, на которой находится большинство его субъектов для определения этапа, с которого необходимо начать адаптацию.
Представляется очевидным то, что системы управления на основе контроля и часть систем управления на основе экстраполяции давно уже используются руководителями отечественных промышленных предприятий, хотя им, возможно, и следует усовершенствовать последние. Однако с управлением на основе предвидения изменений и на основе гибких экстренных решений отечественная промышленность столкнулась лишь несколько лет назад при переходе экономики на рыночные отношения.
Использование системы управления на основе предвидения изменений невозможно без сбора необходимой для принятия стратегических решений маркетинговой информации. Однако, складывающаяся ситуация свидетельст-
вует о том, что не все предприятия промышленности на данный момент смогли освоить маркетинговый подход к управлению. В I квартале 2001 года в ходе исследования уровня деловой активности в стране 56% опрошенных руководителей отметили, что их предприятия не испытывают недостатка в маркетинговой информации; 39% заявили, что им не хватает информации о состоянии рынка. Менее всего недостаток маркетинговой информации, по оценкам самих руководителей, ощутим в энергетике - 20%. Наиболее остро проблема нехватки информации о состоянии рынка стоит на предприятиях химической промышленности - 54% и полиграфии - 52%.
Отдел маркетинга имеется на большинстве опрошенных предприятий - 54%, среди крупных предприятий доля таких подразделений составляет 72%.
Почти две трети предприятий - 64% пытались компенсировать недостаток информации о рынке самостоятельным проведением маркетинговых исследований. Треть предприятий- 33% не проводят и не заказывают такие исследования. Клиентами специализированных фирм были только 3% опрошенных.
Итак, необходимость введения системы маркетинга, а в его составе и планирования, по прежнему не ощущается как конкретная ежеминутная потребность. Многие менеджеры, даже высшего звена, считают маркетинговые исследования для своих компаний излишней роскошью. Между тем, именно уровень развития системы маркетинговых исследований является показателем реального уровня состояния маркетинга на производстве.
Прогнозирование будущего также является одной из главных задач системы управления на основе предвидения изменений, поскольку позволяет принимать решения долгосрочного характера. Значение данных решений для производства постоянно подчеркивается в экономической литературе. Так, например, К.П. Кискер считает, что "важнейшие решения руководства касаются формирования долгосрочной политики компании"[65,с.134]. В подтверждение этой точки зрения С.Бир декларирует: "Высшая задача управления - разработка курса дальнейшего развития фирмы"[25,с.24].
На большинстве отечественных предприятий, однако, вопросам стратегического развития производства уделяется явно недостаточное внимание. По мнению В.А. Винокурова: "Анализ задач, решаемых в настоящее время на уровне предприятия, свидетельствует о необходимости резкого увеличения объема и качества работ по подготовке перспективных прогнозов, планов и программ развития."[34,с.14]. Текущие дела и сменяемые одна другую проблемы оставляют вне поля зрения управляющих тенденции изменения стратегического положения предприятия на рынке. В результате - запоздалое реагирование руководства на произошедшие изменения, порождающее новый круг текущих проблем.
Необходимый для решения вопросов стратегического управления промышленным производством уровень внимания можно продемонстрировать фразой бывшего главы концерна "Хонда" - Сонсиро Хонда, который, уходя на пенсию, сказал: "За последние 10 лет ни я, ни мой заместитель не подписывали бумаг и не участвовали в каких-либо совещаниях по вопросам текущего управления. ... мы использовали свое время для того, чтобы правильно определять стратегии и тенденции". [31,с. 187]
Несмотря на возросшую значимость проведения работ по стратегическому управлению предприятием, исследователями управления часто указывается на отсутствие необходимых теоретических разработок: " В отечественной литературе работ по управлению развитием предприятий в новых экономических условиях явно недостаточно. Кроме того, трудно найти практические рекомендации по организации стратегического планирования. В экономической литературе не нашли должного отражения вопросы формирования ассортиментного состава выпуска, планируемого предприятием самостоятельно" [112,с.61].
В литературе периода плановой экономики вопросы, близкие к тем, что рассматриваются в рамках стратегического планирования, исследовались в работах, посвященных проблематике целевого и программного подходов в планировании. Было принято считать, что программно-целевой подход - это прежде всего способ решения задач межотраслевого и межрегионального характера, предполагающий наличие проблемы и определение цели, выделение целереализующей системы, разработку комплексной программы развития, создание особого механизма реализации цели. Классическими примерами использования программно-целевого подхода, подчеркивающими его народнохозяйственное значение, являются опыт осуществления крупномасш-табных проектов и программ, таких, как БАМ, программ