Вы здесь

Економіко-організаційне забезпечення постприватизаційних процесів у промисловості

Автор: 
Знахур Сергій Вікторович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2003
Артикул:
0403U000058
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

Раздел 2
Организация финансово-экономического взаимодействия приватизированных
промышленных предприятий и государственных структур
2.1. Разработка организационно-экономической структуры взаимодействия
государственных органов управления приватизационными процессами и
приватизированных предприятий
Одной из причин существующего промышленного спада в Украине является низкий
уровень государственного управления деятельностью предприятий. Опыт работы
Государственного инновационного фонда Украины свидетельствует, что из сотен
предприятий, обратившихся в фонд с просьбой о финансовой поддержке, только
некоторые представили документы, которые позволяют определить направления
использования средств и их возвратность. Опыт реформ в странах с переходной
экономикой и развитых странах свидетельствует, что прямая финансовая поддержка
в виде ссуд не является эффективной. Финансирование через целевые фонды, как
правило, ограничено, реализации программ поддержки препятствуют бюрократические
барьеры, которые не позволяют предприятиям их эффективно использовать. Следует
отметить, что отсутствует согласованность в выборе и достижении целей на микро
уровне со стороны государства и прочих собственников. Поэтому актуальным
является усиление интеграционных связей малых и средних предприятий с
государственными структурами, со средними и крупными фирмами, формирование
новых институциональных структур, обеспечивающих согласование целей
экономических объектов и осуществляющих их поддержку. Проведенный в первом
разделе диссертационной работы анализ существующих форм, методов, инструментов
поддержки малых и средних предприятий свидетельствует о том что, она должна
носить комплексный характер и осуществляться на государственном, региональном и
местном уровнях.
Отсутствие в настоящее время в Украине регламента на осуществления
информационного, экономического взаимодействия предприятий и государства
предполагает разработку новой институциональной структуры, которая координирует
работу предприятий с государственными и негосударственными структурами. Под
институциональной структурой понимается вертикальная структура соподчинения
органов исполнительной, региональной власти и коммерческих, некоммерческих
организаций, связи между которыми регламентируются для государственных органов
- административными, а для негосударственных структур - преимущественно
экономическими мерами, такими как изменение учетной ставки, предоставление
(отклонение) налоговых льгот и т.д. (рис. 2.1).
Целями функционирования институциональной структуры являются:
увеличение количества жизнеспособных предприятий и организаций;
обеспечение устойчивого развития предпринимательства в производственной,
финансовой сферах на государственном, региональном, местном уровнях;
увеличение темпов и объемов производства:
увеличение ВВП;
увеличение налогооблагаемой прибыли;
повышение уровня управленческой квалификации предпринимателей, специалистов.
В качестве основных задач схемы поддержки предприятий со стороны
институциональной структуры выделим следующие:
Создание правовых, экономических и организационных условий для устойчивого
развития малого и среднего предпринимательства в качестве важнейшего условия
подъема и структурной перестройки экономики Украины.
Целенаправленное формирование системы государственной и общественной поддержки
малого и среднего предпринимательства.

Рис. 2.1. Взаимодействие институциональной структуры с объектами внешней среды
Создание новых рабочих мест; открытие и поддержка малых и средних предприятий в
производственной, инновационной и социальной сферах; поддержка их деловой и
инвестиционной активности; развитие конкуренции на рынке товаров и услуг.
Финансовая поддержка промышленных предприятий Украины.
Инициирование финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, а также новых
источников финансирования предпринимательской деятельности.
Широкое распространение типовых элементов инфраструктуры поддержки предприятий
МСБ, которые представлены коммерческими и некоммерческими организациями разных
форм собственности.
В послеприватизационный период в качестве основных принципов организации
деятельности институциональной структуры по отношению к предприятиям могут
рассматриваться следующие:
-соответствие организационных звеньев задачам разработки и осуще­ствления
промышленной, инвестиционной и научно-технической политики, институциональных и
экономических реформ;
- обеспечение эффективного организационного взаимодействия цен­тральных и
региональных органов для под­держки отечественных предприятий;
- отделение функций государственного управления и регулирования от
хозяйственных функций с учетом изменения структуры форм собственности и новых
форм хозяйственного управления в государственном и негосударственном секторах.
В соответствии с вышеизложенным, определим основные функции институциональной
структуры:
поддержка предпринимательства и регулирование рыночных отношений путем
формирования на уровне министерств и ведомств соответствующей
инструктивно-нормативной базы;
привлечение предприятий малого и среднего бизнеса к реализации государственных
программ и заказов;
развитие рыночной инфраструктуры поддержки предпринимательства;
предоставление гарантий иностранным ин­весторам;
консультационно-методическая деятельность;
участие в управлении акционерными обществами с контрольным или другим пакетами
акций государства (наблюдательные советы, правление, собрание акционеров);
информационно-аналитические функции (анализ, оценка и прогно­зирование
показателей работы предприятий различных о