Вы здесь

Формування стратегічного потенціалу підприємства.

Автор: 
Сущенко Олена Анатоліївна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2003
Артикул:
0403U000163
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

Раздел 2
Исследование предпосылок формирования стратегического потенциала предприятия
2.1. Исследование структурных составляющих стратегического потенциала
предприятия
Совокупность определенных, в зависимости от специфических условий
функционирования предприятия, стратегических, тактических целей и задач
развития, а также структурных элементов всей производственно-хозяйственной
системы определяет принципы формирования стратегического потенциала
предприятия.
В рамках данного подхода ресурсы стратегического потенциала образуют средства
производства, предназначенные для производства товаров и услуг. К этой
категории относится часть экономических ресурсов в виде основных
производственных и непроизводственных фондов всех отраслей экономики, запасы и
ресурсы предметов производственного назначения (предметов труда) и предметов
длительного пользования [149].
При разработке стратегии развития предприятия и формировании конкретных
стратегических направлений следует учитывать принципиальную роль ресурсов в
этом процессе, поскольку именно ресурсы составляют стратегический потенциал
предприятия. Их стратегическое значение определяется следующими положениями:
в ресурсах, в зависимости от источника их формирования, заключаются возможности
разрабатывать оптимальную для предприятия стратегию развития;
в зависимости от характера использования ресурсов определяются принципиально
возможные направления воздействия на внешнюю среду предприятия;
наличие определенных видов и объемов ресурсов определяет специфику постановки
целей предприятия и стратегические направления его развития.
Обладание ресурсами стратегическими по сути позволяет предприятию принципиально
определить характер их использования во взаимоотношениях с внешней средой.
Располагая определенным комплексом стратегических ресурсов, предприятие имеет
возможность опосредованно воздействовать на внешнюю среду, координируя процесс
реализации собственной стратегии в соответствии с протекающими изменениями,
создавая тем самым условия для достижения стратегических целей.
В современных теориях менеджмента выделяется четыре основных типа ресурсов
[1,5,8]:
входящие - основные и вспомогательные материалы, энергия и услуги;
сооружения и оборудование;
финансы и трудовые ресурсы, основная значимость которых заключается в
использовании их для получения других ресурсов;
информация, как особый вид ресурсов, которая необходима для эффективного
управления.
Отечественная ресурсная концепция предприятия рассматривает практически те же
виды ресурсов, внося лишь некоторую дифференциацию: материально-технические,
технологические, пространственные, кадровые, организационно-информационные,
социально-правовые, финансово-экономические, ресурсы организационной структуры
системы управления [41,80,149].
При формировании стратегического потенциала предприятия помимо перечисленных
должен учитываться еще один не менее важный ресурс - время. Сущность его
влияния можно свести к четырем положениям:
характеристики экономических процессов не остаются постоянными во времени, что
приводит к неопределенности и риску. Изменения происходят, в первую очередь, в
структуре, качестве и объемах производимой продукции, используемых ресурсов,
технологии и т.п.;
наличие временного лага, то есть временного запаздывания между использованием
ресурсных возможностей и получением прибыли;
доходы и затраты распределяются на длительном промежутке времени, причем
интенсивность их потоков различна. Следовательно, возникает проблема приведения
доходов и затрат к одному моменту для устранения временной несопоставимости;
из-за ограниченности всех видов ресурсов в каждый момент времени проводится
сопоставление настоящих и будущих благ, то есть выбор происходит на основе
сравнения стоимости единицы ресурсов в настоящий момент времени с будущей
прибылью, обеспечиваемой этой единицей.
Каждый из указанных видов ресурсов в определенном смысле предопределяет
возможности достижения целей предприятия. В то же время с любым из ресурсов
могут быть связаны и ограничения, обусловленные их дефицитностью и высокой
стоимостью. Очевидно, что при отсутствии ограничений на ресурсы возможно было
бы достижение практически любых долгосрочных целей общей стратегии развития
предприятия.
Наиболее часто рассматривается ограничение на величину финансовых ресурсов,
связанное с объемом доступных предприятию ликвидных средств. Однако нельзя
сказать, что влияние этого фактора является наиболее значимым для деятельности
предприятия, поскольку динамичное развитие внешней среды вносит соответствующие
коррективы в иерархию воздействующих факторов. Так, в частности, отсутствие или
недостаток достоверной и полной информации, квалифицированных кадров и
управленческого персонала оказывают не меньшее, а возможно и большее влияние на
функционирование предприятия.
Важнейшую роль играют также технические и технологические ресурсы, в частности,
такие как возрастная и технологическая структура основных производственных
фондов, ресурсоемкость используемых технологий, которые определяют степень
соответствия потребительских характеристик готовой продукции требованиям
рынка.
Формирование стратегического потенциала предприятия не ограничивается затратами
материальных и финансовых ресурсов, а также времени. Огромное значение имеют
информационные и интеллектуальные ресурсы. Разработка и реализация долгосрочных
целей и стратегических направлений развития предполагают наличие огромных
массивов информации, сбор, систематизация и анализ которых проводится в течение
всего времени функционирования предприятия. При этом информационные ресурсы
предприятия тесно