Вы здесь

Взаємозв’язок між ефективністю мнемічних процесів та індивідуально-психологічними особливостями оператора

Автор: 
Крупський Олександр Петрович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2003
Артикул:
0403U000240
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

ГЛАВА 2
ОПЕРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
И ФАКТОРЫ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ
2.1. Операторской деятельность: понятие, состав, этапы
Операторская деятельность — это специфический вид трудовой деятельности,
возникший на определенной ступени развития техники и производства в целом,
когда человек со своими инертными биологическими характеристиками стал
достаточно “ограниченным” по своим возможностям при выполнении трудовой
деятельности.
Раскрывая сущность операторской деятельности, Б. Ф. Ломов [140] указывал, что
ее особенности заключаются в следующем: оператор в процессе труда
взаимодействует с объектом труда (объектом управления) не непосредственно, а с
помощью средств информации и управления [227]. “Деятельность оператора —
управление техническими устройствами, которые осуществляют непосредственное
воздействие на объект деятельности вместо человека” [203, С. 103].
Изучение не человека как оператора, а оператора как человека (по Б. Ф. Ломову)
представляет наибольший интерес для психологии, и в последнее время
рассмотрение этой проблемы выходит на передний план интересов как европейских,
так и американских ученых.
В работе [185] Д. А. Ошаниным впервые было дано понятийное представление
операторской деятельности, когда: “…человек является частью системы
«человек-автомат», выполняет функцию управления, используя автоматические
устройства… Сигнальные раздражители выступают как объекты восприятия и как
носители информации… Основным содержанием трудовой деятельности человека в
системе «человек - автомат» является прием и переработка информации, в которых
главную роль играют психические процессы ощущения, восприятия,
дифференцирования, опознания, оперативного мышления, с опорой на систему
экстероцептивной сигнализации… Процесс переработки информации — соотнесение
экстероцептивной информации с информацией «внутренней», источником которой
служит социальный и индивидуальный опыт адекватного поведения в данной системе
управления” [185]. Таким образом, взаимодействие человека с техническим
устройством (безразлично — механического или электронного характера) в системе
«человек - автомат» (или «человек - машина») в своей основе имеют
информационный процесс, благодаря которому регулируются состояния объекта
управления. Структура такого процесса включает в себя ряд этапов: поиск и
обнаружение сигналов, их опознавание, идентификацию, сличение с эталоном,
оценку, принятие решения, а также его реализацию.
В литературе по инженерной психологии на сегодняшний день деятельность
оператора разделяют на четыре этапа (причем большинство авторов [75; 80; 105;
140; 142] четко выделяют только первые три этапа). Этапы операторской
деятельности можно представить в следующем виде: 1) Прием информации; 2) Оценка
и переработка информации; 3) Принятие решения; 4) Реализация принятого
решения.
Ю. Л. Трофимов в работе [245, С. 22] выделяет в деятельности
оператора-проектировщика три основных компонента:
Когнитивный компонент, обеспечивающий поиск и преобразование информации,
накопление и порождение новых знаний, изучение конкретных научно-технических
проблем, формирование цели и разработка средств ее достижения, изучение и
анализа результатов собственной деятельности, постановки новых
научно-технических проблем, прогнозирование последствий внедрения результатов
собственной деятельности.
Эмоционально-комуникативный, обеспечивающий обмен информацией, выражение эмоций
и настроения, адекватную передачу партнерам сути своих целей или суждений,
поддержку необходимого уровня и ритма взаимодействия в системе, реализацию
различной направленности и форм взаимодействия партнеров.
Регулятивный, обеспечивающий планирование деятельности, организацию необходимых
условий для ее выполнения, согласование действий, контроль и корректность
этапов ее прохождения, реализацию различных форм "поведения" в системе.
Таким образом, процесс операторской деятельности включает в себя важнейшие
психические процессы, которые на практике невозможно разграничить. Так,
восприятие переходит в мышление, мышление — в восприятие. Воспринимая и
принимая решение, человек опирается на процессы памяти. Опознание основывается
на сличении непосредственно воспринимаемых объектов с образами, хранящимися в
памяти, идеальными или материальными эталонами, и т. д.
Таким образом, информационный процесс составляет основу предметной деятельности
в любой системе «человек — машина». Каждый из этапов информационного поиска в
конкретном цикле действий, в конкретной ситуации может иметь более или менее
сложную структуру, быть развернутым или свернутым в пространстве и времени,
быть выраженным вовне, или внутренним процессом [227].
2.2. Факторы, определяющие эффективность операторской деятельности
Эффективность операторской деятельности зависит от многих факторов, которые
можно разделить на две большие группы: субъективные, зависящие от человека, —
его эмоциональное состояние, индивидуальные психофизиологические особенности,
особенности мнемической деятельности, уровень мотивации и подготовленности, и
т. д. и объективные, не зависящие от него, — факторы рабочей среды, организация
деятельности, внешний информационный поток и т. д. [237].
Вышеназванные факторы определяют количественные и качественные параметры
результата. К количественным параметрам относятся различные временные
характеристики — быстродействие, надежность, а к качественным — полнота и
точность информационной структуры. При организации операторской деятельности
особого внимания заслуживают выявление и классификация перечисленных факторов,
в