Вы здесь

Методологічні основи виховання духовності

Автор: 
Іодакі Наталія Анатоліївна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2003
Артикул:
0403U002334
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
Развитие духовности личности
(категориальный анализ проблемы)
Для возможности осуществления методологического анализа проблемы
духовно-личностного воспитания необходимо создание поля дискурса по основным
понятиям нашего исследования, а именно – «личность», «духовность», «духовные
основы личности», «воспитание» – и по эксплицируемым из категории «духовные
основы личности» таким понятиям, как «добро», «истина», «любовь», «свобода»,
«творчество» и «красота» с целью обозначения их современного видения. Решение
этой задачи возможно при рассмотрении общетеоретических аспектов различных
историко-философских концепций, а также основных психологических и
социологических теорий XX века, посвященных данной проблематике, так как только
на основе комплексного исторического анализа возможно выяснение тех аспектов
проблемы, которые уже появились в прошлом, но стали актуальны в настоящем, и с
их помощью создание сообразного современной ситуации смыслового поля
исследуемых понятий.
Перед тем как приступить к историко-методологическому анализу, необходимо
раскрыть сущность и специфику становления и развития категорий как ступеней
познания, так как только понимая логику развития общего, можно проследить
разворачивание конкретной понятийно-категориальной сферы.
Необходимо отметить, что зачастую понятие «категория» распространяется на все
элементарные понятия, которые не могут быть определены, а только объяснены. Эти
элементарные понятия образуют вместе с категориями категориальные понятия.
Поэтому возможно сведение всех высших понятий к понятиям категориальным [224,
с.204]. Таким образом, рассматриваемые в исследовании понятия можно считать
категориями, тогда законы становления категорий будут верны и для них.
Категории в философских исследованиях выражают всеобщие стороны объективной
действительности и отражают стадии развития познания. Как отмечает А.П.
Шептулин, «появившись, они не оставались неизменными, а изменялись в связи с
развитием познания и практики» [88, с.8]. Следовательно, любая категория
появляется закономерно, взаимосвязана с другими категориями и на высшей стадии
своего развития направлена на постижение целостности предмета. Поэтому так
важен исторический анализ категориального аппарата, позволяющий, исходя из
раскрытия логики движения понятия в истории философской мысли, сделать
заключение об его смысловом наполнении и сути на современном этапе познания.
В философском анализе происходит познание сущности предмета, воспроизведение
всех сторон исследуемого целого. При этом «движение к сущности начинается с
выявления основы – основных определяющих сторон, отношений» [88, с.15], которые
определяют развитие всего явления.
Таким образом, выявление духовных основ личности, определяющих собой феномен
духовности, является важной частью данного исследования.
Важную роль в процессе становления категорий играет практика. Практика
выступает «для себя бытием» понятия, так как именно в предметной деятельности
понятие становится непосредственной реальностью. «Объективно обусловленная
субъективная деятельность (практика), направленная на объект, определяет
объективность содержания понятий и категорий познания» [там же, с.33]. Познание
неразрывно связано с практикой, и истинное видение постигается только через
практическое применение теоретических умозаключений.
Итак, исследование в русле философии воспитания, являющееся связующим
компонентом между теорией и практикой воспитания, а также определение принципов
воспитания, благодаря которым возможно формирование духовности личности,
является приоритетным направлением данного исследования.
Учитывая вышеизложенное, начнём историко-философский анализ проблематики
воспитания духовности личности с вопроса о развитии категории «личность»,
включающего в себя её возникновение и трансформацию в ходе движения
общественно-исторической мысли, так как именно эта категория является
необходимой и основной для всех остальных понятий исследования.
2.1. Личность как духовно-экзистенциальное основание человеческого бытия
Само понятие «личность» (от лат. persona – маска, роль) появилось только на
закате Античности. Этот термин стал необходим для того, чтобы раскрыть
социальную составляющую индивида, выявить его качественно-человеческое
состояние, так как в Древней Греции человек понимался лишь как частичка
природы, живущая по законам мироздания, как индивидуальное природное существо,
в то время как для возможности становления личностного самосознания необходимо
требуется выход в трансцендентное бытие. Как верно отмечает А.Ф. Лосев,
«человеческое в античности есть телесно-человеческое, но отнюдь не
личностно-человеческое» [120, с.60]. Например, Сократ, хотя и ставил в центр
внимания своей философской теории человека как нравственного существа
(этический антропологизм), но призывал к познанию человека не как личности, а
как человека вообще, его общественности и нравственности. Однако тенденции к
подчеркиванию важности самопознания, рефлексии (Сократ), необходимо должны были
привести к возникновению такого субъектного личностного конструкта, как
самосознание, выделению человека из природного мира, возникновению образа Я.
Так, уже у софистов субъектом нравственного решения, как и всякого познания,
является не абстрактный человек, а конкретное «я».
Итак, если понятие «личность» и употребляется в Античности, то оно отражает
обобщенный тип человека, в него еще не включается понимание абсолютной ценности
и уникальной значимости каждого индивида, то есть в эту эпоху зарождается
понимание сущности человека как идеально