Вы здесь

Моделі, методи та засоби адаптивності користувальницького інтерфейсу

Автор: 
Ходаков Даниїл Вікторович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2003
Артикул:
3403U002913
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

Раздел 2
2. КОНЕЧНЫЙ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ В АСУ
2.1. Задачи решаемые конечным пользователем в АСУ
Пользователями в АСУ являются лица принимающие решение (ЛПР), которые взаимодействуют с системой посредством пользовательского интерфейса. Обобщенно ЛПР решается круг задач:
1) сбор, накопление и хранение данных о системе и внешней среде;
2) систематизация, обобщение и анализ информации об обстановке и выдача её различным пользователям: конечным и профессиональным;
3) оценка ситуации на основе обработки обобщенных сведений и выработка рекомендаций для принятия решений по производственно-хозяйственной деятельности;
4) доведение информации, задач и указаний до исполнителей и контроль за их выполнением.
Вопросы автоматизированного решения первых двух групп задач и АСУ различного назначения исследованы достаточно полно.
Большая часть всех решаемых административно-управленческим персоналом (АУП) задач приходится на третью группу. Данные задачи, являются информационно-аналитическими (ИА-задачи), представляют собой задачи связанные с обработкой информации, планированием, подготовкой решений и выполнением производственных задач.
Автоматизация решения этих задач осуществляется в настоящее время различными АСУ с применением моделей и программ из состава библиотеки алгоритмов и программ для планирования и подготовки производственных операций принятия решений.
Наибольший интерес и важность представляет комплекс информационно-аналитических (функциональных) задач. Соответствующие им модели и программы предназначены для автоматизации решения информационных, расчетных, расчетно-оптимизационных задач, задач принятия решений (математических моделей) при подготовке предложений от ИТР предприятий и получения соответствующих выходных документов, необходимых для функционирования производственных процессов. Процесс решения этих задач занимает значительную часть времени в их деятельности[5, 28, 47].
Модели и подпрограммы этого класса обеспечивают: расчет задач технической подготовки, планирования, материально-технического обеспечения производственного процесса; управления ходом производственных процессов, оценку характеристик и возможностей действий на планируемые периоды; формирование выходных и отчетных документов по результатам моделирования и контроль их исполнения; представление инструментальных средств для разработки и программирования новых функциональных задач [6, 21, 80, 107].
Анализ состава и содержание функциональных задач по производственным и организационно-техническим функциям позволил выявить их следующие две особенности.
1. Большая часть функциональных задач посвящена решению чисто информационных вопросов, связанных с подготовкой и переносом исходных данных на машинные носители ЭВМ, формированием массивов данных для комплексов моделей, проведением поиска в базе данных (БД), составлением информационных справок различного характера.
2. расчетно-аналитические задачи соответствуют моделям и алгоритмам конкретных производственных, организационных процессов. По своим возможностям они позволяют получать необходимые количественные оценки по всем вопросам производственно-хозяйственной деятельности, возможным способам и вариантам действий, а также по направлению оперативного и перспективного развития предприятия, рынкам сбыта, конкурентам и т.п. В качестве математического аппарата, положенного в основу моделей этих задач, используются методы линейной и нелинейной оптимизации, линейного программирования, теории вероятности и математических решений, традиционные численные методы и др. При этом задачи логического характера, связанные с определением всех необходимых исходных для указанных выше задач и составляющие основу процесса выработки решений в руководящих органах предприятий не имеют программной реализации, т.е. решаются неавтоматизированно, на основе интуиции и опыта непосредственно руководителями.
Существующие АСУ представляют специалистам и руководству предприятия определенные возможности по автоматизированному решению информационно-логических задач в процессе производственно-хозяйственной деятельности. Заложенные в основу формализации процессов выработки решений модели с использованием количественных зависимостей между числовыми параметрами не позволяют в полной мере описывать процессы управления производственной деятельностью, вырабатывать мотивированные обоснования для принятия решений, которые предполагают: выработку содержательных комментариев к различным этапам процесса принятия решений; возможность содержательного контроля со стороны специалистов из АУП хода достижения поставленной цели; формировать представление результатов решения и вывод рекомендаций в наиболее оптимальных формах достаточно близких к тем, которые необходимы для руководства предприятия для быстрого восприятия и принятия решений связанных с производственной деятельностью.
Таким образом, повышение уровня компьютеризации задач управления производственно-хозяйственной деятельностью требует решение вопросов совершенствовании пользовательских интерфейсов.
Повышение качества работы пользователя в АСУ достигается повышением уровня обученности, использованием методов обучения.
Достаточно хорошо разработаны методы обучения оперативно-диспетчерского персонала атомных, тепловых станций, аэропортов, технологических процессов [119, 141, 143]. Менее известны методы обучения оперативно-диспетчерского персонала в системе управления чрезвычайными ситуациями, поскольку и сами системы имеют не слишком длинную историю развития. В то же время практически нет работ по обучению конечных пользователей, как оперативных работников в системах обработки данных, в частности при обработке больших объемов информации. Следует отметить, что в системах управления чрезвычайными ситуациями оперативному дежурному приходится нередко сталкиваться с необходимостью обработки больших объёмов информации, поступающей из ЭВМ. И эта задача требует своего решения.

2.2. Характеристика