Вы здесь

Моделювання механізмів управління державними фінансовими коштами в регіоні

Автор: 
Кудінов Дмитро Геннадійович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2003
Артикул:
3403U003249
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
МОДЕЛИ МЕХАНИЗМОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ РЕГИОНАЛЬНОГО УГК

Эффективность системы управления функциональной деятельностью регионального УГК зависит как от макроэкономических (выделенных бюджетных ассигнований, сетевой структуры распорядителей и получателей денежных средств, бюджетов отдельных распорядителей и получателей и других), так и микроэкономических факторов (наличие технических средств предварительного и текущего контроля договорных обязательств, оперативной экспертизы текущих платежей клиентов, выявления объективности проведения тендерных оценок и т.д.).
Повышение качественных и количественных показателей функциональной деятельности регионального УГК в современных условиях невозможно без применения современных средств вычислительной техники для реализации процессно - ориентированных работ предварительного и текущего контроля. Процессная организация работ с применением методов экономико-математического моделирования, индуктивный подход к использованию современных информационных технологий лежит основе наиболее эффективного средства менеджмента - реинжиниринга бизнес - процессов. В ходе реинжиниринга бизнес-процессов происходит фундаментальное переосмысливание и радикальное перепроектирование существующих процессов с целью достижения скачкообразных улучшений показателей всех видов деятельности экономического объекта. Тем самым ведется поиск возможности применения современных информационных технологий в определенных предметных областях, а не "слепая автоматизация" существующих процессов (возможно, не самых оптимальных). Использование современных информационных технологий определяют необходимость поиска эффективных механизмов управления процессно - ориентированными системами, основанных на экономико-математических моделях, решающих оптимизационные задачи и выдающие рекомендации для принятия управленческих решений.
В данном разделе рассматриваются модели механизмов анализа ретроспективы договорной деятельности и планов бюджетов экономических объектов, оперативного управления платежами, эффективного использования временно свободных денежных ресурсов регионального УГК и тендерной оценки договоров.
2.1. Модель механизма анализа ретроспективы договорной деятельности и планов бюджетов экономического объекта
Одним из направлений деятельности регионального УГК является контроль принятия и исполнения обязательств распорядителями и получателями бюджетных денежных средств, а также другими клиентами. Наиболее распространенной формой обязательств является договор на выполнение работ (предоставление услуг, поставку продукции), в котором распорядитель (получатель) бюджетных денежных средств выступает в качестве заказчика.
Договорные отношения между контрагентами обладают следующими характеристиками:
характеристика 2.1. Разнообразие видов деятельности контрагентов определяет большое количество договоров;
характеристика 2.2. Договора отличаются не только по видам выполняемых работ (предоставляемых услуг), но и по продолжительности действия, объёмам финансирования, формам и срокам оплат;
характеристика 2.3. Возможность изменения условий договоров в процессе их выполнения.
В ходе исполнения государственного бюджета работники регионального УГК сталкиваются со следующими проблемами:
проблема 2.1. Правильность установления соотношения договора коду экономической классификации затрат бюджета предприятия;
проблема 2.2. Отсутствие оперативной информации об остатках движения средств на конкретном коде экономической классификации затрат бюджета предприятия с учетом всех заключенных договоров;
проблема 2.3. Отсутствие информации об остатках денежных средств на конкретном коде экономической классификации затрат в связи с изменением условий договора;
проблема 2.4. Определение размера неоплаченных этапов долгосрочных договоров;
проблема 2.5. Определение задолженности заказчика в новом бюджетном периоде в связи с изменением условий договора.
Следствием перечисленных проблем являются:
следствие 2.1. Высокие трудозатраты контроля обоснованности заключаемого договора целевым ассигнованиям государственного бюджета;
следствие 2.2. Ошибки, связанные с разрешением заключения договоров, объёмы финансирования которых превышают выделенные ассигнования по кодам экономической классификации затрат рассматриваемых бюджетов;
следствие 2.3. Невозможность достоверного определения объёмов задолженности прошлых периодов бюджетирования.
Поскольку договора о выполняемых работах (предоставляемых услугах) предоставляются для контроля вместе с платежными поручениями, перечисление денег по которым для исполнителя договора критично по времени, необходимо использовать аппарат экономико-математического моделирования процессов контроля договорной деятельности экономических объектов на уровне регионального УГК, с последующим синтезом программного обеспечения на основе разработанных моделей.
Пусть - множество экономических объектов, входящих в состав региона, финансирование которых частично или полностью осуществляется из общего фонда государственного бюджета.
Рассмотрим j - ый период бюджетирования Tj , который характеризуется началом и окончанием, соответственно :
Обычно в качестве периода бюджетирования рассматривается календарный год.
Представим смету (бюджет) SMij i - го экономического объекта в j - ом периоде бюджетирования в виде множества:

где - к - ый элемент множества кодов экономической классификации затрат (КЭКЗ). Nz - мощность множества КЭКЗ;
- плановый показатель выделенных Министерством финансов и утвержденный главным распорядителем бюджетных денежных средств по к - ому КЭКЗ. ;
- бинарное отношение, характеризующее плановые моменты времени и суммы поступлений бюджетных денежных средств по к - ому КЭКЗ. , где - общее число бюджетных поступлений по к - ому КЭКЗ;
- сумма переходящего остатка фактического исп