Вы здесь

Вибір основних проектних характеристик кораблів берегової охорони

Автор: 
Дам Суан Туан
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2003
Артикул:
3403U003555
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ ЗАДАЧИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ КОРАБЛЕЙ БЕРЕГОВОЙ ОХРАНЫ И ВЫБОР ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Задача проектирования кораблей береговой охраны
Среди значительного количества чисто кораблестроительных задач, которые решаются в проектно-конструкторских организациях, задача выбора основных характеристик корабля на этапе предэскизной проработки проекта является наиболее сложной и ответственной, поскольку на этой стадии принимается более половины принципиальных проектных решений, формирующих облик корабля.
Корабли береговой охраны являются важнейшим компонентом сил, используемых в вооруженной борьбе на море. Они представляют собой сложные технические системы, имеющие развитую иерархическую структуру. В них объединены в единый комплекс разнообразное оружие и технические средства с различным характером боевого и повседневного функционирования, а также с различной степенью влияния на эффективность выполнения поставленных задач. Наконец, в отличие от других боевых систем (танки, самолеты и т.д.) корабли являются самыми дорогими и мало-серийными системами. Поэтому заранее требуется уверенность в целесообразности создания того или иного корабля с соответствующими тактико-техническими элементами. Это обусловливает трудность и многоступенчатость проектирования корабля, а также значительный консерватизм решений во время этого процесса. В классическом случае процесс проектирования включает несколько этапов:
- исследовательское проектирование, имеющее целью разработку оперативно-тактического задания и тактико-технического задания на проектирование. В процессе исследовательского проектирования определяется целесообразность создания корабля, проверяется реализуемость основных технических решений и принципов конструктивного оформления корабля;
- аванпроект, когда при необходимости выполняется уточнение согласования и утверждение ТТЗ, а также выполняются работы, необходимые для перехода к этапу опытно-конструкторских работ (ОКР);
- эскизный проект, первая стадия ОКР, на этой стадии уточняются основные ТТЭ корабля и выбирается несколько наиболее оптимальных вариантов для дальнейшей работы;
- технический проект, окончательно устанавливающий основные ТТЭ и завершающий творческую поисковую работу выбором единственного варианта;
- рабочий проект, по которому начинается постройка корабля.
Начальный этап проектирования, до разработки ТТЗ включительно, всегда выполнялся в центральных научных организациях ВМФ при участии ряда специальных научно-исследовательских учреждений. Именно этот этап проектирования является самым важным и наименее известным. Тем более что за весь послевоенный период на этом этапе произошли наибольшие изменения.
Таким образом, процесс проектирования начинается с формирования общего замысла создания корабля, который исходит из возлагаемых на корабль задач и основывается на достижениях научно-технического прогресса. В соответствии с общим замыслом определяется технический облик с оптимальным сочетанием ТТЭ, необходимых для разработки научно обоснованного задания на последующие стадии проектирования. Разработку таких заданий и называют исследовательским проектированием. Исследовательское проектирование как самостоятельная область в общей теории проектирования кораблей сформировалось относительно недавно в 50-60-х годах, когда кораблестроение перешло на путь комплексного внедрения достижений научно-технического прогресса.
Наконец, усилиями многих ученых были разработаны методы оценки количественных показателей, а также математические модели оценки боевой эффективности и военно-экономической оптимизации ТТЭ на стадии проектирования кораблей. Данные модели базируются на вероятностном описании процесса боевых действий и моделировании не отдельных тактических ситуаций, а операций или систематических боевых действий в целом, и показатели эффективности выбираются в строгом соответствии с поставленными целями - основным принципом, сформулированным в теории боевой эффективности академиком А.Н. Колмогоровым [77].
Благодаря созданию САПР [2, 19] стало возможным решать все задачи исследовательского проектирования в комплексе, начиная с технической разработки вариантов корабля и кончая оптимизацией его ТТЭ по критериям боевой и военно-экономической эффективности на базе многовариантных расчетов по более точным математическим моделям. Создание САПР в значительной степени устранило разрывы между объективной потребностью увеличения многовариантности, глубины и повышения оперативности проектных исследований, вычислительными возможностями специалистов и средствами инженерного труда, имевшимися ранее в их распоряжении. Стали реальными проработка и комплексная оценка до нескольких сотен вариантов проектируемого корабля.
В 80-е годы в развитии теории и методов исследовательского проектирования отмечается дальнейшее совершенствование системного подхода к созданию кораблей в комплексе с их оружием и техническими средствами, а также средствами боевого и повседневного обеспечения. Именно системный подход стал главной методической основой создания математических моделей для САПР. Системный подход определился как оптимальная техническая реализация замысла создания корабля по следующим основным факторам:
- боевой эффективности при выполнении боевых задач в различных условиях и различными способами [47];
- научно-техническим возможностям создания технических средств к необходимому сроку;
- взаимосвязи отдельных подсистем корабля между собой, в том числе построению структуры корабля в виде взаимодействующих функциональных комплексов с учетом динамики их совместной работы и принципа иерархической оптимизации;
- экономической обоснованности и обеспеченности создания необхо-димого числа кораблей в заданные сроки;
- наличию и состоянию взаимодействующих и обеспечивающих сил и средств.
После создания САПР понятие системного подхода существенно расширилось. В нем отражен учет многих факторов, обеспечивающих оп