Вы здесь

Підвищення економіко-екологічної ефективності використання природно-ресурсного потенціалу водно-болотних угідь приморських регіонів

Автор: 
Рубель Олег Євгенович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2003
Артикул:
0403U003685
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ и методические подходы к формированию экономико-экологической
политики использования ресурсов водно-болотных угодий
2.1. Учет основных тенденций развития национальной экономико-экологической
политики использования природно-ресурсного потенциала водно-болотных угодий.
Важнейшим фактором эффективного использования природно-ресурсного потенциала
водно-болотных угодий является формирование соответствующей национальной,
внешней, международной политики, нацеленной на создание и эффективное
функционирование необходимых институциональных образований и
экономико-экологических правовых механизмов.
Происхождение понятия «политика» обычно связывают с названием одноименной
работы древнегреческого мыслителя Аристотеля, в которой он рассматривал основы
организации и деятельности государства, политической власти [6]. Существует
более 1000 определений политики, однако, не одно из них, очевидно, не является
исчерпывающим. В.Н Горбатенко (2001) определяет ее как одну из важнейших сфер
жизнедеятельности общества, взаимоотношений разных социальных групп и индивидов
с целью удержания и реализации власти ради осуществления своих общественно
значимых интересов и потребностей [31].
Отношение между политикой и экономикой, политикой и экологией в современных
условиях сводится к необходимости формирования стабильного развития
государства, опирающегося на соответствующие институциональные, правовые,
ресурсные, идеологические структуры.
В другом контексте политика рассматривается как категория системы управления
общественными отношениями, в данной работе, это – управление комплексным
эффективным использованием ресурсов водно-болотных угодий.
Экономико-экологическая политика в сфере управления ресурсами водно-болотных
угодий близка к понятию политическое управление (Никоненко В.М.):
целенаправленное воздействие людей и властных структур на общество в целом или
на отдельные его сферы с целью их оптимизации (приведения в порядок,
усовершенствования и развития) и достижения определенных задач –
экономико-экологических в нашем случае.
Важным фактором формирования отношений общества с окружающей средой на
территории Украины в начале XX века стало изменение структуры землепользования,
вызванное Столыпинской реформой 1909 года. Эта реформа сопровождалась
значительной экспансией сельского хозяйства – распахивались дикие, к тому
времени нетронутые, земли, истреблялись леса, запруживались реки.
Советская власть взяла курс на индустриализацию. В декабре 1920 года на 8-м
Всероссийском съезде советов был принят план ГОЭЛРО, предусматривающий
строительство 10 гидроэлектростанций. Начался процесс индустриализации,
ориентированной, прежде всего, на экстенсивное использование естественных
ресурсов. В результате его выполнения во время строительства искусственных
водохранилищ на Днепре было утрачено множество земельных участков, разрушены
ценные плавневые водно-болотные угодья. Позже, большой вред природе Украины
нанесла Вторая мировая война [91].
После Второй мировой войны, в 1948 году советским правительством принят
документ "О плане полезащитных лесонасаждений, внедрении травопольных
севооборотов, строительстве прудов и водоемов для обеспечения высоких и
постоянных урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР”.
Состоявшийся 14 октября 1964 года пленум ЦК КПСС, освободил Н.С. Хрущева от
занимаемой должности, и назначил Л.И. Брежнева Первым секретарем ЦК КПСС.
Председателем Совета Министров СССР был назначен А.Н. Косыгин. На Мартовском и
Сентябрьском пленумах 1965 года было принято решение о серьезной экономической
реформе в стране (Постановление “Об улучшении управления промышленностью,
совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования
промышленного производства”) [30]. На мероприятия по реформированию советской
экономики были выделены значительные средства, однако, до конца развернуть
реформу Косыгину не удалось, в итоге, средства были направлены на другое
направление. Уже в 1966 году на Майском пленуме ЦК КПСС была принята
Долговременная программа мелиорации земель на территории Советского Союза.
Сосредоточив в своих руках основные финансы, фонды, капиталовложения и рабочую
силу, ведомства вели колонизаторскую политику на всей территории страны. Бывший
Минводхоз СССР, его республиканские и областные подразделения распоряжались
огромным количеством финансовых и природных ресурсов. Это ведомство с согласия
Госагропрома СССР само определяло объем финансирования, составляло проекты
водохозяйственных работ и осуществляло их, подбирало площади для
крупномасштабной водной мелиорации земель. За 1966—1985 гг. на водную
мелиорацию земель Минводхоз СССР потратил более 130 млрд. рублей капитальных
вложений, что составило 28 % от общей суммы инвестиций в сельское хозяйство.
Всего было построено 18 крупных водохранилищ, 5 тысяч насосных станций, 1,5
миллиона различных гидротехнических сооружений, 700 тыс. км оросительных сетей
[122, 42].
Хорошо известны опасные разработки, осуществленные в СССР по переброске вод
северных рек на Юг, частично осуществленные (канал Иртыш – Караганда,
Кулундинский канал на р. Обь) [142].
Примером опасных хозяйственных предложений в сфере использования ПРП ВБУ в
Азово-Черноморском регионе является так же проект орошения Причерноморских
степей, идея которого состояла в том, чтобы (цитируется по Медына, 1974)
создать пресноводное море на севере Черного. Для этого предполагалось построить
дамбу от Дуная до Тарханкутского полуострова, проложить канал через П