Вы здесь

Особливості толерантності до страху у військовослужбовців у процесі початкової парашутної підготовки

Автор: 
Чирва Анатолій Васильович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2003
Артикул:
0403U003810
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ К СТРАХУ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ И
ПРОВЕДЕНИЯ
ПРЫЖКОВ С ПАРАШЮТОМ
2.1. Анализ возможностей формирования толерантности к страху с использованием
существующей системы психологической подготовки
к выполнению военнослужащими прыжков с парашютом
Существующая система обучения прыжкам с парашютом состоит из специальной,
психологической и физической подготовки (приложение А). В данной системе
обучения психологическая подготовка пронизывает весь процесс и является
неотъемлемой частью его содержания. В зависимости от назначения психологическая
подготовка разделяется на общую, проводимую с целью развития качеств,
направленных на выполнение прыжков с различным заданием, специальную,
предназначенную выработать качества для типичных и повторяющихся прыжков, и
целевую, необходимую для осуществления конкретного прыжка. Психологическая
подготовка проводится в три этапа: перед прыжками, в ходе прыжков, после
прыжков с парашютом.
Анализ раздела “Начальная парашютная подготовка” существующей учебной программы
“Парашютно-спасательная подготовка и выживание”, разработанной на основе “Курса
парашютной подготовки Авиации Вооруженных Сил Украины” [87], позволил
определить направления психологической подготовки по повышению уровня
толерантности к страху у военнослужащих в период обучения и выполнения прыжков
с парашютом, к которым относятся:
* формирование уверенности в использовании парашюта, при выполнении упражнений;
* выработка умения применять специальные знания и навыки в процессе прыжков;
* повышение устойчивости к предельным психическим нагрузкам в период подготовки
и осуществления прыжков с парашютом;
* развитие самообладания, эмоциональной устойчивости, степени управления
эмоциями, способности управлять своим поведением перед прыжком и во время
прыжка, выдержки, самоконтроля, активности, смелости, решительности,
инициативности во время прыжка;
* выработка психологической устойчивости у военнослужащих в условиях
внезапности, правильных реакций на неожиданные ситуации, умения действовать
гибко, активно в экстремальной обстановке;
* развитие профессионально важных психологических качеств военнослужащих,
выполняющих прыжки с парашютом.
Данные направления психологической подготовки реализуются посредством
существующих приемов и способов, изложенных в “Курсе парашютной подготовки
Авиации Вооруженных Сил Украины”. В настоящее время отдельные из них не
отвечают требованиям, предъявляемым к качеству проведения парашютной
подготовки, и не позволяют эффективно преодолевать эмоцию страха у
военнослужащих в период подготовки и выполнения прыжков с парашютом.
Существующая психологическая подготовка планируется руководителем парашютной
подготовки на основе предвидения им тех трудностей и препятствий, с которыми
встретятся обучаемые военнослужащие в процессе подготовки и выполнения прыжков
с парашютом. Успех применения психологической подготовки во многом зависит от
опыта руководителя, его умения с позиций психологии анализировать процесс
совершения прыжка, учитывать индивидуальные психологические особенности
военнослужащих.
Организационно психологическая подготовка, проводимая в ходе решения
дидактических и воспитательных задач, включает, прежде всего, планирование
системы специальных мероприятий, в ходе которых у обучаемых должны
сформироваться все основные психологические качества, необходимые им для
безопасного совершения прыжка и достижения высоких результатов. Для этого в
ходе плановых занятий по изучению общетеоретических основ прыжка, устройства и
работы материальной части парашютных систем у военнослужащих формируется
уверенность в безотказности парашюта и безопасности прыжка. Формируемая
уверенность способна снизить возникающую у военнослужащих тревожность и
рассеять сомнения относительно применяемой парашютной системы. Средствами
формирования такой уверенности выступают приводимые руководителем аргументы,
количественный анализ статистических данных безопасного совершения прыжков в
стране и в данной авиационной организации, доказательность и логичность в
изложении учебного материала, использование формул, фактов, технических
средств.
Основой успеха в выработке необходимых обучаемому военнослужащему качеств
является включение его в активную практическую деятельность на снарядах
парашютного городка, где моделируется почти весь процесс совершения прыжка, как
по элементам, так и в комплексе, а также функционирование познавательных,
эмоциональных и волевых процессов. Проведение практических занятий по этапам,
отражающим последовательность действий во время прыжка с парашютом, позволяет
военнослужащим наиболее полно воспринять весь процесс совершения прыжка,
осмыслить необходимость выполнения тех или других действий, операций и,
удерживая их в памяти, апробировать при выполнении упражнений. Выполнение
упражнения на большой высоте, в свободном падении (или даже в падении с
использованием противовеса) вызывает у военнослужащего значительные
эмоциональные реакции, которые зачастую сопровождаются эмоцией страха. Для
осуществления контроля над выполняемыми упражнениями он вынужден проявлять
волевое усилие. По мере повторения упражнений и многократного проявления
волевого усилия контроль над эмоциями и чувствами упрочивается, что, в свою
очередь, способствует формированию эмоционально-волевой устойчивости. Такая
организация занятий с использованием тренировочных упражнений не в полной мере
способствует преодолению возникающей в процессе обучения