Вы здесь

Ринкові інструменти підвищення ефективності промислового виробництва

Автор: 
Доба Наталія Михайлівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2003
Артикул:
0403U004024
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ И СТРУКТУРА ДЕЙСТВУЮЩИХ РЫНОЧНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА
2.1. Спрос как инструмент повышения эффективности промышленного производства
Спрос - один из экономических показателей, который влияет на эффективность промышленного производства. От его величины зависит сумма прибыли. Чем больше спрос при неизменной цене, тем значительнее прибыль. С целью максимизации прибыли необходимо определять оптимальный спрос.
В теории микроэкономического анализа обозначены элементы механизма формирования спроса в условиях рынка. Однако спрос на конкретный товар формируется всегда с учетом влияния определенных факторов, присущих только ему. Поэтому механизм формирования спроса на определенный продукт индивидуален.
Сделана попытка использовать существующую концепцию спроса для формирования механизма спроса на металлообрабатывающую продукцию в условиях рынка.
Величина спроса показывает количество товара, которое покупатели желают приобрести за некоторый период по определенной цене, т.е. могут оплатить покупку [34,92,105,121]. Спрос формирует предложение товара на рынке. Соотношение величины спроса и предложения определяет состояние рынка.
Если на рынке много покупателей одного продукта, то это рыночной спрос [34,92,105,121,137]. Его определяет суммирование величин индивидуального спроса при определенной цене (Q1 + Q2 + Q3 = Q4), где Q1, Q2 и Q3 - индивидуальный спрос, Q4 - суммарный рыночный спрос. Кривые индивидуального спроса и графическое изображение суммарной кривой спроса при постоянной цене представлены на рис. 2.1.

Рис.2.1. Кривые индивидуального и рыночного спроса

Индивидуальный и рыночный спрос воздействуют на выпуск продукции. Схему влияния спроса на формирование рыночного предложения иллюстрирует рис. 2.2.

Сфера потребления Сфера производства

Рис.2.2. Взаимосвязь рыночного спроса и предложения товара в отрасли
Спрос на товар изменяется в зависимости от факторов макро и микроуровня, которые можно назвать детерминантами [34,85,105,121,137]. Они бывают ценовые и неценовые. Классификация факторов спроса и причины их изменений даны в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Детерминанты спроса и причины их изменений
ДетерминантыПричины измененийПотребительские вкусыРеклама, изменение моды, предпочтения потребителей, появление нового продуктаЧисло покупателейУвеличение или уменьшение количества потребителей на рынкеЦена на сопряженные товарыИзменение цены взаимозаменяемого товара или взаимодополняемого товараЦена самого товараИзменение цены товараДоход потребителяОтношение к товарам нормальным и низшей категорииИзменения в структуре населенияИзменения в соотношении
возрастных группОжиданиеПотребительские ожидания относительно цен на товары, наличие их и доход в будущемЭкономическая политика правительстваУвеличение пенсий, пособий, заработной платы работникам бюджетной сферы, изменение налогов
Для анализа колебания спроса в зависимости от изменения факторов используются графические модели [34,105,121,137]. Изменения в спросе, вызванные влиянием неценовых факторов, сдвинет кривую спроса До влево или вправо (рис. 2.3 (а)). Кривая спроса позволит производителю определить цену, соответствующую каждой величине спроса, и выбрать такой его объем из альтернативных вариантов, который при соответствующей реализации обеспечит рост прибыли. Изменение спроса под влиянием цены показывается движением (скольжением) точек вдоль кривой спроса. Графическая модель движения вдоль кривой спроса под влиянием ценового фактора представлены на рис.2.3 (б).

а) б)
Рис.2.3. Кривые спроса как функции неценовых факторов (а) и цены (б)

Цена и неценовые факторы по разному влияют на спрос. Одни из них могут его увеличивать, другие уменьшать. Увеличение спроса порождает эффект повышения цены и эффект увеличения количества продукта. Уменьшение спроса вызывает как эффект снижения цены, так и эффект сокращения количества продукта. Обнаруживается связь между изменением спроса и вытекающими отсюда колебаниями равновесной цены и количества товара. Реакция потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту. В микроэкономике используют концепцию ценовой эластичности спроса для определения чувствительности потребителей к изменению цены.
Эластичность спроса по цене - это изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен. Спрос может быть: эластичным, неэластичным, с единичной эластичностью, совершенно эластичным и совершенно неэластичным [34,105,121,137]
Спрос эластичный, если процентное изменение его объема превышает процентное изменение уровня цены; неэластичный, если существенное изменение цены в процентах ведет к небольшому изменению количества покупок в процентах; спрос с единичной эластичностью, если процентное изменения цены и последующее за ней процентное изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине. Если совсем незначительное изменение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным. Если спрос на продукцию не реагирует на изменение цены, то такой спрос является совершенно неэластичным [34,105,137].
Степень ценовой эластичности или неэластичности определяют с помощью коэффициента эластичности (Eр) по формуле:

изменение количества спрашиваемой продукции, %
Eр =