Вы здесь

Організаційно-економічні аспекти розвитку готельного господарства регіону

Автор: 
Андренко Ірина Борисівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2003
Артикул:
0403U004103
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ - ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА

2.1. Современные подходы и методы анализа конкуренции

Современное положение гостиничного хозяйства обусловлено переходом государства к рыночной экономике, которая характеризуется следующими институтами и принципами:
* частная собственность;
* свобода предпринимательства и выбора;
* личный интерес как главный мотив поведения;
* конкуренция;
* опора на систему цен, или рыночную систему;
* ограниченная роль правительства.
Частная собственность на ресурсы и свобода индивидов заниматься ими самими избранным видом экономической деятельности в качестве средства повышения своего материального благосостояния, т.е. личная выгода служит движущей силой такой экономической системы, а конкуренция выполняет в ней роль регулирующего и контролирующего механизма.
Свобода выбора, реализующаяся в форме стремления каждого получать для себя лично денежный доход, служит основой для конкуренции или экономического состязания. Конкуренция, как она представляется экономистам, означает следующее:
1. Наличие на рынке большого числа независимо действующих покупателей и продавцов любого конкретного продукта или ресурса.
2. Свободу для покупателей и продавцов выступать на тех или иных рынках или покидать их. [69, с.52]
Рыночная система выступает орудием организации и обеспечения эффективности индивидуальных решений, определяющих, что следует производить, а также способы производства и распределения продукта. Система рынков и цен и мощный фактор конкуренции обеспечивают координирующие и организационные механизмы, которые исключают потенциальный хаос, который могли бы породить свобода предпринимательства и выбора и личный интерес, как главный мотив поведения. Конкурентная рыночная система представляет собой механизм, выполняющий одновременно две функции: оповещения потребителей, производителей и поставщиков ресурсов о решениях, принятых каждым из них; синхронизации этих решений, обеспечивающей согласование производственных целей.
Рассмотрение природы рыночной экономики позволяет выявить её характерные черты:
* В рыночной экономике взаимодействующие решения конкурирующих производителей и потребителей определяют систему цен на продукты и ресурсы в любой данный период времени.
* Производятся только те продукты, производство которых приносит общий доход, покрывающий все издержки, включая нормальную прибыль. Продукцию, изготовление которой не приносит нормальной прибыли, производить не стоит.
* Получение отраслью экономической прибыли свидетельствует о том, что эта отрасль процветает и служит сигналом к её расширению. Убытки означают неблагополучие отрасли и ведут к сокращению её производства. Причем и расширение, и сокращение производства - самоограничивающиеся процессы.
* В конкурентной рыночной экономике существует суверенитет потребителя. Угроза убытков и соблазн получать прибыли заставляют производителей и поставщиков ресурсов руководствоваться в своей деятельности требованиями потребителей. Конкурентная рыночная система в состоянии доводить до сведения поставщиков ресурсов и производителей изменения в потребительских вкусах и тем самым способствовать осуществлению надлежащих коррекций в распределении ресурсов экономики.
* Конкуренция вынуждает предприятия применять требующую наименьших издержек, а поэтому и экономически самую эффективную технологию. Т.о., конкурентная рыночная система стимулирует научно-технический прогресс.
* Конкуренция, как главный механизм контроля в рыночной экономике, благоприятствует возникновению тождества личных и общественных интересов, как бы направляемая "невидимой рукой", конкуренция управляет корыстными мотивами производителей и поставщиков ресурсов таким образом, чтобы стимулировать заинтересованность общества в эффективном использовании редких ресурсов.
Конкуренция - необходимое условие существования рынка, где сталкиваются интересы частных, противостоящих друг другу производителей. Она пронизывает всю систему отношений на рынке. Успехи одних означают ущемление интересов других участников рынка.
Содержание конкуренции раскрывается в ее функциях [100, с. 95-96]:
1. При наличии конкуренции фирмы создают только те товары, которые они в состоянии реализовать. Конкуренция играет решающую роль, ставя заслон тем, кто производит и предлагает никому не нужные товары и услуги. Она воздействует на производство таким образом, чтобы оно максимально отвечало требованиям потребителей, иначе товар будет продан по низкой цене или останется нереализованным.
2. Конкуренция ограничивает расточительность, заставляет производителя рационально использовать ресурсы и постоянно повышать производительность труда, приспосабливать структуру своего производства к меняющимся запросам потребителей. Каждый производитель в условиях конкуренции стремится снизить издержки, чтобы увеличить свою прибыль, поэтому он постоянно выбирает наиболее эффективную комбинацию факторов производства. Конкуренция диктует производителю не только "что производить", но и "как производить". Фактически она управляет расходами сырья и материалов, необходимой рабочей силой и деньгами.
3. Рыночная конкуренция заставляет производителя во всем быть впереди конкурента, постоянно предлагать потребителю совершенно новую продукцию или улучшать уже существующую, чтобы получить самую высокую прибыль за счет внедрения новинок. В данном случае конкуренция обеспечивает более высокие доходы тому, кто раньше использовал преимущество и первым удовлетворил спрос покупателей.
Основное экономическое преимущество рыночной системы заключается в её постоянном стимулировании эффективности производства и личной свободе. Экономика производит то, что требуют потребители, путем применения самой эффективной технологии. Рыночная система функционирует и корректируется автоматически в результате индивидуальных решений, а не централизованных решений пра