Вы здесь

Моделювання впливу зміни податкових ставок на динаміку податкових надходжень у державний бюджет України

Автор: 
Букач Борис Олександрович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2003
Артикул:
0403U004281
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
РАЗРАБОТКА ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ДИНАМИКИ НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТ УКРАИНЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ИЗМЕНЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ НАЛОГОВЫХ СТАВОК
2.1. Оценка степени тяжести налогового бремени на экономику
По мнению большинства экономистов, чрезмерное налоговое бремя является одним из главных факторов, сдерживающих экономический рост. Действительно, неоспоримо, что высокие налоги оказывают негативное влияние на экономику, порождают спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массового стремления предпринимателей и населения к сокрытию доходов. Поэтому неудивительно, что идея снижения налоговых ставок является наиболее привлекательной на сегодняшний момент реформирования экономики Украины. Однако с помощью существующих методик невозможно количественно оценить является ли в данный момент времени налоговое бремя в Украине чрезмерным.
Прежде всего, необходимо уточнить понятие "налоговое бремя". В большинстве экономической литературы под налоговым бременем () понимается отношение суммы налоговых поступлений в бюджет страны () к величине валового внутреннего продукта ()

. (2.1)
В ряде работ, например в [84], в качестве знаменателя используется величина объема производства продукции, что также является допустимым. В работе [123] подобный механизм расчета подвергается критике, так как в нем, во-первых, не находят отражения те потенциальные налоговые поступления, которые по разным причинам и, прежде всего, из-за тяжести налогового бремени не поступают в бюджет, а, во-вторых, не учитывается часть ВВП, производимая по тем же причинам в теневой экономике. То есть данный показатель, предназначенный для измерения налогового бремени, не охватывает потери бюджета и ВВП, обусловленные его тяжестью.
Кроме того, в некоторых работах подвергается критике величина налогового бремени, рассчитанная по формуле (2.1), из-за неточной статистической оценки величины ВВП. Так как в ней, по крайней мере, в середине и конце 90-х годов прошлого века, присутствовала виртуальная составляющая, связанная с повсеместным завышением цен на товары, реализуемых по бартеру. По оценкам различных исследователей, реальная величина ВВП могла быть примерно в 2 раза меньше официальной, и, следовательно, налоговое бремя в 2 раза больше. Более важным, на наш взгляд, является тот факт, что объем налогов и обязательных платежей, фактически собираемых в Украине, не может служить корректной оценкой налогового бремени. Так как в основе такой оценки должны лежать не фактически уплаченные налоги, а начисленные налоги, сборы и обязательные платежи, поскольку в Украине высок уровень задолженности по ним [124].
По нашему мнению, данная критика является довольно существенной и справедливой, но в сложившихся условиях произвести расчеты налогового бремени с учетом выше указанных замечаний не представляется возможным из-за отсутствия необходимой статистической информации. Кроме того, необходимо уточнить, что ВВП не только завышался за счет бартерных операций, но и занижался и продолжает занижаться из-за не учета составляющей теневой экономики. Добавление в расчеты экспертных оценок данных показателей, вряд ли увеличат точность оценки величины налогового бремени. На наш взгляд, для прикладных расчётов величины налогового бремени в экономике Украины достаточным будет уточнение величины : при определении этого показателя необходимо учитывать не только суммарные поступления в государственный бюджет, но и платежи, поступающие во внебюджетные фонды.
Так, исходя из выше сказанного, проведены расчеты уровня налогового бремени на экономику Украины в период с 1997-2001 гг. (табл.2.1). Данный временной интервал взят из того соображения, что в течение этого времени в налоговом законодательстве не происходили существенные изменения.
Таблица 2.1
Расчет уровня налогового бремени на экономику Украины
Показатели19971998199920002001ВВП, млн. грн93365103869130869170070201927Налоговые поступления в бюджет, млн. грн21287,021848,025130,431342,136717,0Поступления во внебюджетные фонды, млн. грн10791,510874,613246,315880,721782,6Уровень налогового бремени, %34,3531,5029,3227,7628,97
Анализ полученных результатов свидетельствует о том, что в экономике Украины в течение последних лет прослеживается тенденция к снижению налогового бремени. В связи с этим снова возникает вопрос о том: является ли сейчас необходимым снижать величины налоговых ставок. Этот вывод подтверждают также расчёты В.О. Белостоцкой, проведенные в работе [125]. Так, объем всех налоговых поступлений в бюджет к ВВП с 1997 г. по 2001 г. снизился с 23,35 до 18,19 %. Объем всех доходов бюджета к ВВП за эти годы снизился с 29,98 до 22,06 %, и, соответственно, суммарный объем доходов бюджета и поступлений во внебюджетные фонды снизился с 41,54 до 32,85 %.
В целом налоговую политику государства необходимо рассматривать с двух позиций: с позиции влияния её на экономическую активность и с позиции наполнения доходной части государственного бюджета. Эти позиции являются конкурирующими между собой. Так снижение налогов и улучшение тем самым экономической активности повлечет за собой уменьшение доходной части бюджета и наоборот. Согласно этим представлениям, Е.В. Балацким было предложено различать точки Лаффера первого и второго рода.
Точкой Лаффера первого рода будем называть величину налогового бремени , при котором производственная система не переходит в состояние рецессии. Точкой Лаффера второго рода будем называть величину , при которой величина налогового бремени соответствует максимально возможным поступлениям в бюджет.
Для оценки точек Лаффера первого и второго рода необходимо идентифицировать функцию . Исходя из выше сказанного и формулы (2.1), для расчета точки Лаффера первого рода воспользуемся производственной кривой , а для расчета точки Лаффе