Вы здесь

Інститут президентства як суб'єкт концептуальної влади в демократичних політичних системах.

Автор: 
Батракова Ірина Вікторівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2004
Артикул:
0404U000650
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
Место и роль концептуальной власти в функционировании политических систем
2.1. Сущность и структура концептуальной власти
В политологическом смысле государство рассматривается как многомерное множество
систем и структур, как определённая форма общественной жизни, политическая
организация, территориально локализованная, изменяющаяся во времени,
управляемая соответствующими институтами. Когда происходит разрыв между
властными институтами и гражданами, между правителями и управляемыми –
наступает кризис государства. Как правило, в этих случаях происходят серьёзные
преобразования политических институтов, подобные тем, что происходят на
постсоветском пространстве последние 12 лет.
По мнению Т. Парсонса [163,с.217], любая общественная организация сталкивается
со следующими проблемами: а) как обеспечить удовлетворение текущих потребностей
большинства населения и, тем самым, контролировать напряжённости, возникающие в
политической системе; б) как обеспечить высокий потенциал устойчивости системы;
в) как обеспечить достаточные мобилизационные и экстрактивные возможности
государства; г) как обеспечить способность системы эффективно выполнять функции
интеграции и координации. Оптимальное разрешение совокупности проблем (а-г)
является задачей политического управления.
Формирование полной функции управления политической системой переходного
периода требует, в свою очередь, точного выбора: а) концепции общественного
устройства; б) границ политической системы; в) критериев устойчивости системы.
Это и будет предметом второго раздела настоящего исследования.
Приведем определения нескольких важнейших понятий: «концептуальная власть»,
«политическое руководство», политический менеджмент» и «политическая система
общества».
«Концептуальная власть – строгий термин, который следует понимать в двух
взаимно дополняющих друг друга смыслах:
1. Свободная, ничем, не ограниченная, кроме совести, деятельность по выработке
и выражению в культуре общества концепции общественного управления.
2. Власть над обществами и государственными структурами определенной концепции
государственного устройства.
В силу Богом данной человеку свободной воли, концептуальная власть самовластна
и надзаконна» [111,с.1-2].
Отметим, что концептуальная власть – это не политологическая абстракция, а
реальность. Концептуально-властными институтами являются международные
структуры (в т.ч. сверхгосударственность Запада) и организации, подобные
Коммунистической Партии Советского Союза (КПСС), Коммунистической Партии Китая
(КПК), Коммунистической Партии Вьетнама (КПВ), Либерально-демократической
партии Японии и т.п. Таким образом, институты концептуальной власти могут как
противопоставляться обществу, так и формально существовать внутри него.
Здесь надо подчеркнуть разницу в содержании понятий «политическое руководство»
и «политический менеджмент». «…Имеется четкое различие: руководитель правит, а
менеджер управляет, руководитель обязан обеспечить требуемый уровень
дисциплины, а менеджер ответственен за обеспечение порядка при управлении
событиями (в политической деятельности) или собственностью при решении
экономических задач. Для политического руководителя важны способности,
позволяющие разумно владеть, распоряжаться и использовать участников событий.
Менеджер, управляя событиями (или собственностью), должен уметь ими разумно
«владеть», распоряжаться и использовать для реализации соответствующих
интересов» [112,с.127]. Итак, концептуальная власть должна быть иерархически
выше, чем власть исполнительная. Последняя есть не что иное, как
государственный менеджер, действующий под контролем первой.
Под «политической системой» понимается совокупность взаимодействий, посредством
которых в обществе распределяются национальные ценности (материальные и
духовные). Эта совокупность является упорядоченной в рамках соответствующей
социальной концепции. Население страны предъявляет политическому руководителю
страны соответствующие требования. Руководство эти требования воспринимает и
реагирует на них через органы исполнительной власти. Если население
воспринимает существующее распределение как удовлетворительное, политическая
система, включая конституционное оформление государственности получает
поддержку в самых разнообразных формах. Тогда говорят, что распределение
ресурсов эффективно и легитимно [113,с.185-187].
Сущностной особенностью концептуальной власти, ее отличием от власти
политической является то, что ее объектом является социальная система общества.
Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль
политических агентов, как баланс, равнодействующая политических сил.
Концептуальная власть должна исходить не только от индивидуальных проявлений,
но и от потребностей самой социальной системы, проявляющихся во взаимоотношении
частей и целого.
В структуру любой власти входят следующие компоненты: субъект, объект, ресурсы
и процесс. Под процессом именуют взаимодействие субъекта и объекта власти.
Рассмотрим все компоненты структуры концептуальной власти по отдельности.
С у б ъ е к т. Главнейшей потребностью любой социальной системы является
самосохранение. В конечном счете, именно адаптация к изменяющимся внутренним и
внешним обстоятельствам и является целью концептуальной власти. Для выявления
сущности последней, обратимся к закону иерархической компенсации Е.А. Седова,
охватывающему все сферы социального управления: действительный рост
многообразия структурных элементов социальной системы на высшем уровне
обеспечивается его эффективным ограничением на предыдущих уровнях [110,с