Вы здесь

Модернізація політичної системи Марокко: напрямки, етапи та перспективи

Автор: 
Жарраф Мохамед
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2004
Артикул:
0404U000825
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

Раздел III). Председатель избирается сначала в начале легислатуры (в октябре), а затем на сессии в апреле этого (третьего) года и на период, оставшийся в этом году (ст.37). Предусмотрено также проведение внеочередных сессий по запросу абсолютного большинства членов одной из Палат или в соответствии с декретом для обсуждения определенной повестки дня. Члены президиума избираются на один год. Парламентские сессии проходят публично, но каждая Палата может собраться на закрытом совещании по просьбе премьер-министра или трети своих членов (ст.43). Министры имеют доступ в каждую Палату и их комиссии (ст.42).
Палата советников состоит пропорционально: 3/5 членов, избираемых региональными представителями местных администраций, и 2/5, избираемых в каждом регионе электоратом, составленном из местных коллективов, и членов, избираемых на национальном уровне из представителей наемной рабочей силы (ст.38). Треть этой палаты переизбирается каждые 3 года, остальная часть определяется путем жребия.
Как заметил А.Алауи: "Наша Конституция в своей основе демократична, так как роль и миссия Парламента, который издает законы, разрабатывает бюджет и контролирует его исполнение, здесь четко определены. Она сравнима с конституциями стран, наиболее продвинутых на пути демократии. Но Конституция идет дальше в области конкретики, эффективности, и статья 52 гласит: "Законодательная инициатива принадлежит и премьер-министру и членам Парламента. Проекты закона кладутся на стол обеих Палат" [74, р.3].
Исполнительную власть в Марокко представляют премьер-министр и министры. Правительство отвечает перед королем и парламентом, обеспечивает выполнение законов и решает административные вопросы. Премьер-министр назначается королем, а члены правительства назначаются королем по предложению премьер-министра (который в свою очередь координирует работу министерств). Премьер-министр обладает, как и депутаты парламента, правом законодательной инициативы (ст.52). Совет министров рассматривает вопросы: общей политики государства, объявления осадного положения, объявления войны, проекта конституции, законопроекты до их подачи в одну из палат и др. (ст.66). В соответствии со ст.71 король может, после консультации с представителями обеих палат и с представителем Конституционного совета и после обращения к народу распустить по дахиру две палаты парламента. Монархическая реформа государства и положения, касающиеся мусульманской религии не могут быть объектом конституционного пересмотра (ст.106 ).
Что касается отношений между Парламентом и правительством, положения, предусмотренные в статьях 75 и 76, еще раз подчеркивают демократический характер нашей Конституции. В частности, статья 75 уточняет, что премьер-министр берет на себя ответственность за правительство перед Палатой представителей в общей политической декларации или решении, принятом путем голосования. Здесь указано: "Отказ в доверии влечет коллективную отставку правительства". В свою очередь Палата советников может в соответствии со статьей 77 проголосовать за предупреждение или вотум недоверия правительству в условиях, предусмотренных Первой Палатой. В рамках модернизации политической жизни в Марокко в правительство, назначенное Его Величеством Хассаном II 14 марта 1998 года, впервые вошли члены бывшей оппозиции. Оно состояло из 14 министра, среди которых 2 государственных министра, 21 министр, 7 уполномоченных и 9 госсекретарей, кроме того, еще генеральные секретари правительства). В составе правительственной команды находились 2 женщины-министра. А в сформированном новом правительстве в сентябре 2000 г. Его Величество Мохаммед VI назначил 33 министра по предложению премьер-министра, среди которых 23 министра, 3 уполномоченных и 6 госсекретарей, еще один генеральный секретарь правительства; в составе новой правительственной команды есть одна женщина-министр (по социальным вопросам).
7 политических партий (начиная с 1998 г.) участвуют в правительстве, которое впервые в истории не только Королевства, но и всего арабского мира конкретизирует такой принцип политического чередования, который вписан в логику системы демократии, утвержденной в Марокко. Это партии: - Социалистический союз народных сил (ССНС - образован в 1975 г. после раскола НСНС в 1972 г.); - партия "Истикляль" (1944 г.) ; - Национальное объединение независимых (НОН - 1978 г.); - Народное национальное движение (ННД - образована в 1991 в результате раскола партии Народное движение (1958 г.) ; - Партия прогресса и социализма (ППС - образована в 1974 г.); - Фронт демократических сил (ФДС - 1997 г.); - Социалистически-демократическая партия (СДП) - 1996 г.).
Cудебная власть в Марокко в соответствии с конституцией полностью независима от законодательной и исполнительной власти (ст.82). Судебные решения вносятся и исполняются от имени Короля (cт.83). Судьи назначаются дахиром по предложению Высшего Совета магистратуры. В Королевстве существуют разные юрисдикции: общинные и окружные, административные суды, суды первой инстанции, апелляционные суды, Верховный суд, специальный суд правосудия, постоянный суд Королевских вооруженных сил и торговые суды. Такое разнообразие юрисдикций указывает на демократизацию и специализацию судебной системы страны.
Еще одним безусловным доказательством процесса демократизации в Марокко являются изменения в положении женщин, роль которых была ранее определена лишь исполнением ими традиционных женских функций: семья, муж, дети. Ст.8 Конституции 1996 г. провозгласила гарантированные политические, гражданские и юридические права гражданам обоих полов. Эти права закреплены и в других документах: в Кодексе общественной свободы и в Избирательном кодексе, которые недвусмысленно указывают на равное право женщины наравне с мужчиной избирать и быть избранной во все общественные органы, занимать любые общественные посты [154, р.183]. Кроме того, марокканская женщина имеет гарантированные законом права быть представленной в политических партиях, в парла