Вы здесь

Особливості саморегуляції психічних станів курсантами в процесі первинної військово-професійної підготовки.

Автор: 
Порицький Анатолій Васильович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2004
Артикул:
0404U001388
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2.
ДИНАМИКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ И ИХ САМОРЕГУЛЯЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПЕРВИЧНОЙ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Данные, полученные в ходе теоретического анализа исследований, позволили определить методы экспериментального исследования динамики психических состояний и их саморегуляции в процессе первичной военно-профессиональной подготовки.
Экспериментальное исследование динамики психических состояний и их саморегуляции позволяет определить тенденции, условия и закономерности данного процесса, выявить зависимость продуктивности деятельности от уровня сформированности умений саморегуляции и развитости личностных особенностей.
Полученные результаты позволят разработать концептуальные подходы к содержанию процесса формирования у курсантов умений саморегуляции психических состояний в стрессовых ситуациях.
2.1. Общая характеристика методов экспериментального исследования
и групп обследуемых
Процесс саморегуляции психических состояний курсантов в ходе первичной военно-профессиональной подготовки зависит от личностных особенностей, силы проявления стрессовых ситуаций, их индивидуального восприятия, которое в последующем определяет поведение, действия и поступки, а также умения саморегуляции психических состояний.
Исследование процесса саморегуляции психических состояний курсантов в ходе первичной военно-профессиональной подготовки проводилось в течение 2-х лет (2000 -2002 гг.), в разных регионах Украины (города: Богодухов, Чугуев, Котовск), в два этапа: перед началом первичной военно-профессиональной подготовки и в ходе ее проведения. На каждом из этих двух этапов выявлялись психические состояния курсантов, а также уровни сформированности личностных особенностей и умений саморегуляции. В последующем определялась их динамика в результате воздействия стрессовых ситуаций. Объем исследуемой выборки составил 216 курсантов.
Для исследования особенностей саморегуляции психических состояний нами были выбраны следующие методы и методики: метод изучения документов для определения результатов деятельности курсантов в ходе первичной военно-профессиональной подготовки; метод субъективного шкалирования контрольного списка стрессовых ситуаций, возникающих в ходе первичной военно-профессиональной подготовки; методика определения типа темперамента по анамнестической схеме А. Белова [224]; опросник Г. Айзенка для диагностики уровня экстраверсии-интроверсии и эмоциональной устойчивости [224]; опросник Г. Айзенка для диагностики тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности [224]; шкала ситуативной и личностной тревожности Ч.Спилбергера - Ю.Л.Ханина [224]; методики диагностики личности: "Q-сортировка" В. Стефансона [224]; 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла [132]; опросник "Направленность личности" В. Смекала и М. Кучера [79]; метод экспертной оценки использовался для определения психических состояний курсантов и умений их саморегуляции, а также продуктивности их деятельности.
Обработка полученных результатов осуществлялась с помощью математико-статистических методов обработки полученных эмпирических данных: проверки достоверности отличий (критерий ??) и многомерной статистики (корреляционный анализ).

Алгоритм исследования был следующий:
Для определения результатов деятельности перед ПВПП и в ходе первичной военно-профессиональной подготовки нами использовался метод изучения документов, суть которого заключалась в следующем: нами изучались журналы оценки успеваемости, карточки поощрений и взысканий, педагогические дневники, в которых фиксировались результаты деятельности перед ПВПП и в ходе ее проведения при воздействии стрессовых ситуаций.
Для выявления внешних стресс-факторов, создающих особые условия, влияющие на деятельность курсантов, нами сконструированы опросники, содержащие перечни стресс-факторов (приложение А; Б; В), для определения запускающих стрессовых ситуаций, возникающих в ходе первичной военно-профессиональной подготовки, использовался метод субъективного шкалирования (приложение Д). Обследуемым предлагалось выбрать из них наиболее значимые по степени влияния на личность курсанта при выполнении служебных обязанностей и указать их.
Для определения уровней сформированности умений саморегуляции психических состояний курсантами перед и в ходе первичной военно-профессиональной подготовки использовалась экспертная оценка (приложение Ж).
Для оценки результатов деятельности курсантов была составлена таблица, позволяющая систематизировать полученные данные, на основании которых определялась продуктивность их деятельности.
Продуктивность деятельности курсантов оценивалась по трехуровневой шкале: высокий, средний, низкий. Оценка результатов деятельности включала в себя отметки о правильности и четкости их действий при обучении и работе на технике в условиях дефицита времени при проведении первичной военно-профессиональной подготовки. Высокому уровню соответствовало правильное выполнение всех действий, предусмотренных алгоритмами, наличие отличных и хороших оценок и отсутствие взысканий со стороны командиров и начальников. Среднему - выполнение всех действий на удовлетворительные оценки, либо на хорошие оценки, но при наличии взысканий со стороны командиров и начальников. Низкому уровню продуктивности соответствовало отсутствие отличных, хороших и удовлетворительных оценок, либо наличие большого количества взысканий со стороны командиров и начальников за неверное выполнение или за невыполнение поставленных задач. Таблица оценки уровня продуктивности деятельности курсантов (приложение З) заполнялась на протяжении первого и второго этапов.
Исследования, которые проводились с помощью методики определения преобладающего типа темперамента А. Белова (приложение И), позволяет определить, какой из четырех типов темперамента преобладает в личности курсанта: холерик, сангвиник, флегматик или меланхолик.