Вы здесь

Формування і функціонування сучасної іранської сім'ї як соціального інституту.

Автор: 
Мусаві Сеєд Камаледдін
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2004
Артикул:
0404U002027
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

раздел 2 1 "семья в контексте демографических преобразовании"]. Движение иранского общества от агрокультурной формы к индустриальной, а затем, после революции 1979 г. к религиозно-традиционной, а также реагирования на это иранских правительств для согласования с новыми условиями жизни, все таки нацеливает нас на рассмотрение семейной политики в рамках первой из вышеназванных двух теорий, т. е. теории индустриализации. В ней утверждается, что изменение социально-экономической и демографической среды обитания семьи является главной движущей силой в развитии государственной семейной политики. Придерживаясь подобного мнения, теперь вдумаемся в содержание обсуждаемого вопроса, чтобы четче очертить роль государства и других социальных институтов (экономики, религии, образования и т. д.) в направлениях, развития семейной политики в Иране.
Рассмотрение научной литературы свидетельствует о том, что в Иране до средины 60-х годов роль государства в семейной политике была минимальной. Разные события семейной жизни, от заключения брака до смерти одного или обеих супругов, числа детей в семье, внутрисемейных отношений, семейного наследования и т. п., прежде всего, были подвержены влиянию норм и правил институтов религии и родства. Значит, по семейному кодексу, тень института религии, а по традиционным семейным нормам и обычаям, тень института родства занимали семейное пространство.
В этом смысле не надо игнорировать временную роль институтов экономики и здравоохранения в некоторых сферах семейной жизни. Так, благоприятные экономические условия страны в начале XVI века поощрили вступление в брак молодых, увеличивали численность больших, расширенных семей. Это было благодаря материальной состоятельности большинства иранских семей. С другой стороны, всеобщая эпидемия в стране в конце XIX века (особенно в столице) и недостаточный уровень развития системы здравоохранения привели к высокой смерти детей и уменьшению среднего размера иранских семей. Кстати, до второй половины XX века - время включения общества в процесс модернизации, индустриализации - общество было лишено некой государственной определенной точки зрения на семейную политику, а вмешательство государства в семейную сферу происходило только по мере востребования, в виде исключения. Наличие высокого уровня рождаемости, роста населения, гендерных вопросов и т. п. не считались острыми проблемами общества, чтобы государство взяло на себе ответственность за их решение. Само государство было сторонником роста населения и высокого уровня рождаемости. Когда впервые в 1962 г. ООН на своем открытом заседании констатировала проблему вмешательства государств в ограничение рождаемости и провела голосование по этому поводу, Иран голосовал "против" контроля рождаемости государством [Сьюи A., 1979. С.140]. Такая тенденция, поддерживающая рост рождаемости, удерживалась несколько лет, ведь всеобщая государственная перепись в 1966 г. показала высокий уровень прироста населения страны (3%), что в свою очередь актуализировало вопрос о социальных последствиях такой ситуации. С 1966 г. изменилась официальная позиция иранского государства относительно демографической политики в стране. Правительство проголосовало "за" контроль рождаемости государством, и через послание формального письма президенту ООН в 1967 г., провозгласило свою новую позицию. В министерстве здравоохранения Ирана появилось отделение Санитария и регулирования семьи под руководством одного из заместителей министра. Таким образом, 1967 г. считается началом прямого вмешательства иранского государства в семейную политику, ведь после этого периода министерство здравоохранения серьезно постаралось снизить уровень рождаемости, чтобы регулировать темпы роста населения страны.
В 1972 г. министерство здравоохранения провозгласило свой план регулирования уровня рождаемости. При этом государство взяло на себе реализацию снижения уровня рождаемости от 48 в тысяч чел. в 1972г. до 40 в тысяч чел. В 1978 г., обещая, что в течение этой пятилетней программы оно будет обеспечивать противозачаточными средствами для 3,6 млн. иранских матерей с целью избежания почти одного миллиона рождений, [Захеди А., 1973. С.315].
Благодаря учебным программам, использованию технических служб и медицинского персонала, по прошествии 5 лет уровень рождаемости снизилса, показатель "TFR=Total Fertility Rate" с 7,2 ребенка в 1966 г. достиг 6,3 - в 1978 г. Важно отметить, что тенденция уменьшения уровня рождаемости продолжался до 1979 г., т. е. до появления революции в Иране. До этого времени, кроме контроля рождаемости, иранское государство в 1967 г. утвердило законопроект о поддержке семьи, на основе которого повысился минимальный возраст брака молодых (18 лет для женщин, 20 лет для мужчин), ограничилось право полигамии иранских мужчин, призналось право женщин участвовать в общественной и политической деятельности и несколько других прав. На самом деле, состояние страны в процессе индустриализации и урбанизации побудило государство Пехлеви ускорить модернизацию общества (в том числе семьи), приблизить его к современным западным стандартам жизни. Таким образом, можно сделать вывод, что перед революцией 1979 г. государственная семейная политика в Иране была направлена на две основные сферы: во-первых: контроль и уменьшение уровня рождаемости, во-вторых: демократизация семейного пространства посредством предоставления больших прав для женщин.
После появления революции 1979 г., прекратилось действие всех вышеупомянутых программ. Такое торможение государственной семейной политики продолжалось 10 лет. Социокультурные и экономические преобразования в течение первых лет после революции порождали новое ценностное и поведенческое пространство, в котором институт религии со своей организацией, персоналом и инструкциями играл главную роль во всех сферах общественной жизни. В этот период общество снова тяготело к традиционной и религиозной форме жизни, снова доминировала атмосфера, поддерживающая рост населения и высокий уровень рождаемости.