Вы здесь

Професійний психологічний відбір кандидатів для комплектування підрозділів миротворчих сил

Автор: 
Сохадзе Давид Іраклійович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2004
Артикул:
0404U003174
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ДЛЯ КОМПЛЕКТОВАНИЯ
МИРОТВОРЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
2.1. Профессиограммы основных специальностей военнослужащих миротворческих подразделений

Профессиографический анализ профессиональной деятельности военнослужащих миротворческих подразделений является основой для их профессионального отбора. Направление базируется на принципе комплексного изучения профессий с экономической, социальной, психологической, физиологической, гигиенической, медицинской и производственно-технической сторон (Б.Ф. Ломов (1983), Я.В. Подоляк (1989), Н.В. Макаренко (1986), Н.С. Корольчук, 1996, 2003) [60, 87, 90, 75, 76, 125]. Это направление можно рассматривать как попытку системного построения "картины мира профессий" для указанных целей на основе представления о динамических системах "субъект-объект"; "субъект-субъект", в которых наиболее существенными признаками выступают предмет и объект труда как система свойств и взаимоотношений вещей и явлений, которыми работающие люди мысленно или практически оперируют. Самое главное в характеристике любой профессии - это основной предмет труда, операции и орудия, условия труда.
Профессиографическое направление ориентировано на обеспечение профессиональной успешности работников (Б.Ф. Ломов, 1983) [87]. Профессиография - это общий метод анализа и описания трудовой деятельности и условий труда [60].
Комплексная профессиограмма является всесторонним описанием работы, в которой собраны результаты профессиографии всех дисциплин - от психологии, физиологии, медицины до экономики, техники и т. п.
В зависимости от предназначения профессиограммы подразделяются на универсальные и специальные.
Специальные профессиограммы - это узкоспециализированный отбор тех важнейших характеристик, которые необходимы для решения конкретной задачи, для конкретной цели (например, при расстановке кадров или повышении квалификации сотрудников, при оплате труда).
Универсальные профессиограммы содержат сведения и характеристики труда, действительные для всех видов работ. Такая профессиограмма бывает весьма обширной и преследует многие цели [11, 16, 22, 76, 156, 122].
Профессиография начинается со сбора данных об изучаемой работе и описания ее организационных принципов и материальной базы. Все эти сведения группируются в соответствии с предложенными группами вопросов. [11, 19, 20, 23, 75, 156].
1. Какая работа (специальность, профессия, должность) анализируется и описывается? Что является предметом и целью данной работы? Какие виды деятельности она включает, и как они взаимосвязаны между собой?
2. Какие условия и возможности предоставляет работа для полного использования производительности труда нормального человека? Что сдерживает нормальное развитие психических процессов или ограничивает применение способностей? Чем обусловливается эффективность труда? Каковы основные объективные предпосылки хороших результатов работы?
3. Какие внешние факторы положительного или отрицательного характера воздействуют на психику человека на данном рабочем месте? Что может эффективно повлиять на психическую трудоспособность и производительность? Что улучшает и развивает или, наоборот, нарушает психические функции и сдерживает развитие способностей, отрицательно влияет на них?
4. Какие особые или исключительные требования к психике человека предъявляются данной работой? Какие способности и особенности являются предпосылкой успешного выполнения работы и какие качества не находят применения в данном труде, а в некоторых случаях просто не требуются? Какие из наиболее важных субъективных детерминант являются показателями высокой производительности?
5. Каковы критерии оценки результатов труда (на основании чего оцениваются качество и эффективность труда)? Критерии оценки, нормы, лимит затрат времени, квалификационные разряды.
6. Какова интенсивность труда (как много, насколько быстро или медленно, как часто выполняется работа)? Количество работы, ее трудность, скорость, темпы, нормы времени, продолжительность нагрузки, вариабельность труда (монотонность, систематичность, равномерность, цикличность, ритмичность).
7. Какие моменты опасности и ответственности встречаются в профессиональной деятельности (что может случиться на работе)? Непорядки, материальные потери, финансовые потери, штрафы за низкое качество или срыв сроков выполнения работы, аварии, травмы, профессиональные заболевания, гибель.
8. Какое воздействие оказывает труд на работающих (чем полезен и чем вреден человеку)? Положительное и отрицательное влияние материальных, организационных и социальных факторов на личность (в комплексе) [11, 60, 75, 125].
На основании разработанной профессиограммы создается психограмма.
Психограмма - это психологический "портрет" профессии, представленный комплексом психических качеств личности, требуемых для эффективного выполнения своих служебных обязанностей [28, 41, 45, 55, 75, 125, 133, 156].
Схема психологического изучения профессии состоит из нескольких частей [11, 75, 156].
Часть 1. Социально-психологическая характеристика профессии.
1. Профессия (название, системная оценка, тип, класс).
2. Специальность.
3. "Рабочий пост" (узкая специальность).
4. Основные обязанности (кратко указать социальный и производственный престиж профессии в данном коллективе).
5. Должностной оклад и его оценка (высокий, средний, низкий для данного трудового коллектива).
6. Срок первоначального обучения и среднее время профессиональной адаптации.
7. Диапазон квалификации и перспективы роста (административного, технического мастерства).
8. Общая характеристика ошибок в профессиональной деятельности (часты, редки) и их последствия (весьма серьезные, серьезные, относительно серьезные, т. е. касающиеся главным образом работника и мало влияющие на производство в целом и других людей, а также не влекущие