Вы здесь

Жанрово-стильовий пошук в оперній творчості Жюля Массне (на прикладі опер "Манон" і "Вертер")

Автор: 
Мудрецька Лілія Григорівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2004
Артикул:
0404U003207
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

ГЛАВА ІІ. "МАНОН" Ж. МАССНЕ -
ОТ OPERA-COMIQUE К ЛИРИЧЕСКОЙ ДРАМЕ
2. 1. Опера "Манон" и её литературная первооснова
В эпоху Просвещения жанр романа обретает важное значение в литературных процессах. В это время появляется несколько новых его разновидностей: роман нравов, основоположником которого во Франции был Ален Рене Лесаж, философский роман-трактат, наконец, психологический роман, в котором обсуждаются существенные проблемы человеческого бытия. Его основоположником считается Пьер Карле де Шамблен де Мариво. Одним из ярких образцов психологического романа стала также "История кавалера де Грие и Манон Леско" А. Ф. Прево.
Личность Антуана Франсуа д'Экзиля Прево весьма необычна. Его биография напоминает жизнь авантюрных героев, полную приключений, стремительных взлётов и падений. К двадцати двум годам он успел побывать два раза солдатом и два раза монахом 69. Бурная биография не помешала творческой деятельности. А. Ф. Прево - автор многотомного произведения "Записки знатного человека" (1728-1731), многофабульного и многогеройного романа "Английский философ, или История Кливленда, незаконного сына Кромвеля" (1732-1739), романа "Киллеринский настоятель" (1735-1740).
Несмотря на многотомное творчество, современному читателю А. Ф. Прево в первую очередь известен как автор небольшого романа "История кавалера де Грие и Манон Леско". Произведение было написано в 1731 году, во время расцвета всех творческих сил автора. Повествование ведётся от первого лица. Сопоставляя личность автора и главного героя, можно заметить общие черты: принятие духовного сана и отказ от него впоследствии, богатая авантюрами жизнь, неверные возлюбленные, тяжёлые душевные переживания. Форма повествования от первого лица позволяет установить более тесный контакт с читателями, принимая вид исповеди молодого человека о своей любви. Роман по своей сути новаторский. В книге о безграничной любви автор попытался сделать анализ страстей, подчиняющих себе разум и волю, исследовать сложную человеческую психологию. Писатель прослеживает, как возникает подобная неистовая страсть, как она овладевает сердцем. Незаурядный юноша из аристократического семейства, чья жизнь оказалась сломанной внезапно охватившим его чувством, кавалер де Грие представлен в романе впечатлительным, добрым и благородным. Однако случилось так, что в восприятии читателей основным, главным персонажем книги стала возлюбленная героя Манон Леско. И это закономерно, поскольку всё действие сконцентрировано вокруг судьбы юной героини, так же, как все мысли и действия де Грие.
Образ главной героини направляет интригу книги, и тем самым - судьбу героя. В романе человек тонко чувствующий сталкивается с пошлостью и прозаизмами окружающего мира. Сюжет кажется типичным для своего времени: молодой человек благородного происхождения влюбляется в девушку низшего сословия. Атипичность ситуации состоит в том, что его любовь носит не фривольный легкомысленный характер, а претворяется в судьбу и в жизненное предназначение, не нуждающееся в согласии с трезвым рассудком. Трагедия разыгрывается на фоне обычаев и нравов окружающей среды. А. Прево наделяет благородными чувствами не высокопоставленных особ, а людей, занимающих в обществе более скромное положение, которым, чтобы сохранить свою любовь, нужно приложить максимум усилий. Материальные трудности, проблемы падения нравов, различие сословий характеризуют реальность ХVIII века. Характерно, что автор наделяет своих любимых героев в равной мере положительными и отрицательными качествами, ставя их в различные ситуации, наблюдая на их примере эволюцию человеческой души. Если кавалер де Грие является более или менее цельной личностью, которая совершенствуется жизнью, то Манон - беспечная, легкомысленная, слегка циничная вначале совсем не похожа на благоразумную, глубоко чувствующую женщину в конце повествования.
"История кавалера де Грие и Манон Леско" - роман камерный. Писателя интересует лишь судьба двух героев, в их сложных, меняющихся взаимоотношениях. Другие персонажи постоянно вмешиваются в эти перипетии, но находятся лишь на второстепенном месте.
Книга о силе любви впервые была напечатана в Амстердаме в 1731 году, а в 1733 году вышла в свет в Париже. Вскоре после этого власти отдают приказ об изъятии романа и его уничтожении как произведения безнравственного. Этот пуританский запрет кажется парадоксальным для эпохи, когда нравы отличались особенной распущенностью. Но, может быть, именно подобная распущенность и явилась причиной недооценки и непонимания основной идеи автора. Вероятно, современники увидели в произведении только историю фривольных приключений, которые привели к драматической развязке 70.
Герой романа де Грие увлечён безрассудной страстью к полюбившейся ему женщине и потому предпочёл бродячую жизнь и сомнительные приключения всем благам, которые сулят ему его таланты и происхождение. Он рыцарь любви, заранее предвидящий невзгоды, которые влечёт за собой его страсть. Он остро переживает эти невзгоды, и всё же пренебрегает средствами, которые помогли бы их избежать.
Образ Манон во всём противоположен образу главного героя. Она знает, что такое добродетель, и всё же совершает недостойные поступки. Она страстно любит кавалера де Грие, однако стремление жить богато и блистать принуждает её изменять своим чувствам и предпочесть богача-финансиста. Если де Грие видится как герой, поглощённый неистовой страстью и не способный освободиться от её плена, то образ Манон значительно многообразнее и многокрасочнее. Показательно, что главная героиня вытеснила кавалера де Грие с титульного листа большинства современных неакадемических изданий. Благодаря её незнатному имени и приобрело известность это произведение.
Вот уже больше двух с половиной веков читатели романа бьются над разгадкой секрета Манон. Её внешность нигде подробно не описана. Автор не приводит ни одного сколько-нибудь вразумительного диалога между главными героями. Её чувственность и нежность многократно и преувелич