Вы здесь

Моделювання системи управління фінансовими коштами галузевого міністерства

Автор: 
Даниленко Світлана Василівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2004
Артикул:
3404U003764
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
МОДЕЛИ МЕХАНИЗМОВ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ СРЕДСТВАМИ ОТРАСЛЕВОГО МИНИСТЕРСТВА
На разработку эффективной системы управления экономического объекта оказывают влияние как макроэкономические (нормативная база, налоговая политика и другие), так и микроэкономические факторы (высокий уровень издержек, обусловленный условно-постоянными расходами на поддержание устаревшего оборудования и малыми объемами производства, неадекватная квалификация руководящего персонала, отсутствие знаний и практики современного менеджмента и маркетинга и другие).
Снижение издержек и повышение конкурентоспособности невозможно решить без реструктуризации экономических объектов и диверсификации производства, что в свою очередь определяет необходимость выработки и реализации стратегии его развития и функционирования [125]. Пренебрежение к решению вопросов выработки и реализации стратегии порой объясняют высокой неопределённостью макроэкономических показателей, хотя именно они и стимулируют разработку стратегий.
Однако отечественные экономические объекты оказались не в состоянии реагировать на эти факторы ввиду исторически сложившейся неподготовленности, так как в условиях административно-командной системы вопросы стратегического управления были вынесены на отраслевой и государственный уровни. Поэтому для уровня экономических объектов не были разработаны адекватные подходы к решению проблемы стратегического управления, а менеджеры экономических объектов не получили адекватные знания и опыт в решении этой проблемы.
В данном разделе рассмотрены модели механизмов, применяемых при управлении финансовыми средствами отраслевого министерства, позволяющие существенно увеличить эффективность регулирования государственных финансовых средств.
Определение 2.1. Механизмы рассматриваются как результаты реинжиниринга систем управления и представляют собой совокупность задач, методов решения, моделей, инструментальных средств подготовки данных и реализации моделей, эффективных методов накопления, поиска, обеспечение сохранности, непротиворечивости и достоверности данных как для принятия оперативных, так и последующих управленческих решений, методик, инструкций и программ обучения персонала, а также квалифицированных, специально подготовленных работников.
Индуктивный подход к применению современных информационных технологий предполагает поиск проблем конкретной предметной области, которые можно с их помощью решить. Многообразие информационных технологий и характеристики конкретной предметной области определяют особенности проведения реинжиниринга систем управления экономического объекта.
2.1. Модель механизма бюджетирования подведомственных экономических объектов
Разработку стратегии функционирования экономического объекта начинают с выбора подхода к организации её дальнейшей реализации, предполагая, что, как было показано в подразделе 1.1, в настоящее время экономические объекты строят свои системы управления по дивизиональному принципу.
Рассмотрим примеры систем стратегического планирования и управления, использующие методы реинжиниринга в их организации.
Период трансформационного цикла экономики характеризуется повышением роли государственного регулирования экономических, политических и социальных отношений. Особенно значима эта роль в сфере образования и науки, определяющей интеллектуальный потенциал страны, что в конечном итоге свидетельствует о профессиональном и социальном уровне развития общества. Предоставляя возможность подведомственным экономическим объектам выполнять функциональную деятельность на коммерческой основе и тем самым частично решать вопросы финансово-хозяйственной деятельности за счет получаемых доходов, государство регулирует финансирование затрат на заработную плату, стипендию, коммунальные платежи и другие виды затрат. Без государственной поддержки подведомственный экономический объект функционировать еще не в состоянии.
В связи с этим возрастает роль отделов отраслевых министерств, осуществляющих планирование, учет и контроль распределения бюджетных денежных средств между подведомственными экономическими объектами для ведения финансово-хозяйственной деятельности и выполнения научных разработок. Большое количество подведомственных экономических объектов, направлений научных разработок, неравномерность нагрузки на планирующие и учетные службы, сложность организации системы планирования учета и контроля распределения денежных средств определяют необходимость применения методов экономико-математического моделирования, современных компьютерных технологий и реинжиниринга при разработке и реализации механизмов эффективного функционирования системы государственного управления денежными средствами отраслевого министерства.
Объектом управления системы государственного управления денежными средствами отраслевого министерства являются процессы финансово-хозяйственной деятельности центрального аппарата бухгалтерии и планового отдела отраслевого министерства. Основными процессами являются:
процесс 2.1. Планирование лимитов финансирования подведомственных экономических объектов;
процесс 2.2. Формирование реестра распределения средств между подведомственными экономическими объектами;
процесс 2.3. Формирование реестра получателей средств научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
процесс 2.4. Формирование первичных и отчетных документов центрального аппарата бухгалтерии;
процесс 2.5. Проверка и прием отчетов от подведомственных экономических объектов в бухгалтерии отраслевого министерства.
Особенностью системы государственного управления денежными средствами отраслевого министерства является реализация функций планирования, учёта, анализа контроля и регулирования финансовых потоков, как центрального аппарата отраслевого министерства, так и подведомственных экономических объектов.
Для формализации методов планирования лимитов финансирования подведомственных экономических объектов определим следующ