Вы здесь

Політологічний аналіз процесу відродження ісламу в Криму

Автор: 
Муратова Ельміра Серверівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2004
Артикул:
0404U004207
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЦЕССА ВОЗРОЖДЕНИЯ
ИСЛАМА В КРЫМУ

2.1. «Исламский фактор» в современном мире
Исламский фактор имеет место и в Украине в целом, и в Крыму. Он может быть
определен как активное участие мусульман в различных областях социальной жизни,
при котором они проявляют себя как самоопределившиеся группы не только со
своей, четко выраженной цивилизационной ориентацией, но, как следствие и своими
интересами. «Проще говоря, наличие мусульман является первым и необходимым
условием возникновения, существования и функционирования исламского фактора. Но
недостаточным условием. Для возникновения и действия исламского фактора должны
присутствовать некие дополнительные условия. Одно из них – соприкосновение, в
ходе которого оформляется и чаще всего осознается различие. В случае реального
(или иллюзорного) противоречия интересов мусульманской общности с той, с
которой она находится в контакте, вероятен конфликт. Он может оформляться и
часто оформляется как религиозный» [86]. Однако было бы неверно утверждать, что
исламский фактор исчерпывается ролью ислама как мировой религии в социальной
жизни мусульман. Для исламского фактора важно, как он оформлен
институционально, заявлен через систему исламских организаций от чисто
благотворительных до радикальных [38, с. 67].
Прежде чем говорить об исламском факторе собственно в Крыму, преимущественно в
связи с проблемой репатриации крымскотатарского народа и его интеграции в
инокультурное, иноязычное и инорелигиозное сообщество и в украинское общество в
целом, было бы уместным рассмотреть проблему исламского фактора в более широком
плане. Особенно если учесть, что ни одно государство в современном мире не
существует изолированно, в отрыве от внешних региональных и глобальных влияний,
а мусульмане сегодня составляют большинство населения в 48 странах, а в более
чем 80 – являются значительной частью населения. Если бы не было такого
огромного роста доли неверующих, то ХХ век вполне можно было бы назвать веком
ислама. По оценкам специалистов, число мусульман за сто лет увеличилось почти в
шесть раз и составило в 2000 году около 1180 млн. человек (примерно 20%
населения планеты) [279].
Одним из важнейших феноменов на рубеже 1980-х годов стало беспрецедентное
возрастание социально-политических движений под исламскими лозунгами. Наиболее
впечатляющим из них была антимонархическая революция 1978-1979 годов в Иране,
где в результате падения прозападного шахского режима была основана Исламская
республика Иран (ИРИ).
Как свидетельствуют тенденции в мусульманском мире и в странах, где существуют
мусульманские общины, «исламский фактор» сохранил свой динамизм и оказывает
воздействие на формирование политической ситуации. Кроме того,
политико-образующее влияние указанного фактора в некоторых регионах приобретает
более интенсивный характер. На растущую потенцию этого явления за последние
годы указывает сам характер внутриполитического развития в таких странах, как
Судан, Алжир, Турция, Афганистан, Пакистан, Малайзия, Индонезия и др. Еще один
показатель – география распространения ислама и происламских движений
продолжает расширяться в центральной и южной частях африканского континента.
Исламская волна докатилась до стран Западной Европы, США и Канады. В эти
регионы ислам был занесен растущими потоками мигрантов из арабских стран,
Турции, Ирана, Пакистана и Афганистана. Исламская вера и связанные с ней
традиции, как важные элементы национальной идентичности, начали свое
возрождение на территории Балкан, Средней Азии, Северного Кавказа, в
Азербайджане, Поволжье, Татарстане, Башкирии, и других регионов бывшего СССР.
«Исламский фактор» в самой разнообразной форме находит свое проявление в
мировой экономике, международной политике, демографии и культуре. В ХХI веке
уже только благодаря количественному фактору мусульманский мир будет играть
одну из ведущих ролей в мире, оказывая все большее воздействие на развитие
человеческой цивилизации.
Все эти обстоятельства позволяют предсказать высокую вероятность продолжения
исламского «бума» в ХХI столетии. Собственно, можно прогнозировать и
значительное возрастание влияния исламского фактора на международные,
межнациональные и межобщинные отношения. Такой прогноз опирается на факты
появления и расширения деятельности нескольких десятков международных исламских
организаций различного направления. Кроме того, значительно увеличилась
численность неправительственных воинствующих исламских организаций [7, с. 22].
Вместе с тем, восприятие исламского «бума»» в современном мире является
неоднозначным. Понятие «исламский фактор» стало одним из самых противоречивых,
ассоциируясь, то с «исламским возрождением», то с «исламской угрозой» и
«исламским фундаментализмом» и т.д. Более того, усилиями СМИ и ряда
исследователей, был успешно сконструирован «образ врага» в лице «мусульманской
угрозы», которая нависла над христианской цивилизацией.
Определенную и довольно неоднозначную роль в оценке исламского фактора в «новом
мировом порядке», началом которого считается окончание холодной войны, сыграла
широко известная статья «Столкновение цивилизаций». Данная статья,
опубликованная в 1993 году в журнале «Foreign Affairs», принесла ее автору,
профессору Гарвардского университета С.Хантингтону, мировую известность [296].
Она представляла собой своего рода противовес нашумевшей статье другого
американского исследователя Ф.Фукуямы, озаглавленной «Конец истории»(1989)
[288]. Оба автора развили свои теории в рамках концепции мондиализма –
интеграции планеты под началом Запа