Вы здесь

Психологічні особливості рольової поведінки менеджера з безпеки підприємництва

Автор: 
Пригунов Павло Якович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2004
Артикул:
0404U004953
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

раздел 2.3), что для одних их готовность
отражается в целесообразно-целевой форме поведения, для других –
ориентационно-функциональной, для третьих – отождествленно-рационализирующей.
Мы попытались выяснить причины различий в формах поведения сотрудников служб
безопасности, и тем самым определить, готовы ли и насколько готовы они к
осуществлению ролевого поведения.
Как видно, основным условием успешного выбора и использования линии ролевого
поведения является наличие у сотрудников служб безопасности определенной
психологической готовности к осуществлению этого поведения. Поэтому
формирование у них готовности к особенностям их профессиональной деятельности
приобретает отдельный и довольно конкретный смысл. Готовность к деятельности, –
отмечают С.Д. Максименко и А.М. Пелех [92; с. 7], – развивается на основе
усвоения соответствующих знаний, умений и навыков, а формирование
психологической готовности, - небезосновательно считает В.А. Моляко [100;
с.43], - следует связывать с решением таких учебных задач, которые максимально
приближены к реальным условиям.
Следует полагать, что психологическая готовность менеджера по безопасности
предпринимательства к осуществлению ролевого поведения определяется наличием у
него не только соответствующих знаний, но и определенных умений и навыков
выбирать и использовать избранную линию своего поведения.
Внешне ролевое поведение менеджера представляется, как совокупность
определенных действий, поступков и высказываний, включающих в себя определенные
позы, жесты, мимику, пантомимику, слова, речь и пр., но в действительности это
явление более сложного, комплексного порядка. Психологическим содержанием
ролевого поведения менеджера по безопасности предпринимательства является
система его отношений (личностных, должностных и служебных) не только к лицам,
представляющим профессиональный интерес, но и к самому себя, и оцениваемых с
точки зрения общепринятых для выбираемой линии норм поведения и требований. Для
успешного использования избранной линии ролевого поведения менеджеру во многом
поможет не только знание различных норм и традиций, существующих в той или иной
профессиональной сфере. Он должен также хорошо ориентироваться и в «не писаных»
нормах поведения, общепринятых правилах поведения каждой такой группы людей,
ибо без этого трудно осуществить свое намеченное ролевое поведение.
Следует отметить, что используемые менеджером по безопасности
предпринимательства линии ролевого поведения, отражают социальное положение
других людей в обществе (см. табл. 2.3). Поэтому, прежде всего, менеджер должен
овладеть содержанием избранной линии ролевого поведения, т.е. освоить ее
психологически. Такое освоение идет через подражание действиям, поступкам и
высказываниям лица, чью линию поведения предполагается использовать. Смысловая
сторона используемой линии ролевого поведения заключается в ее принятии или
непринятии. Значимым является не только наличие у менеджера нацеленности на
усвоение выбранной линии ролевого поведения, но и его готовность к учету
особенностей протекания этого процесса. В оптимальном варианте в процессе
освоения определенной линии ролевого поведения психологический аспект должен
соответствовать смысловому, дополнять и уравновешивать его.
Рассматривая умение как освоенный субъектом способ выполнения действия,
обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков и учитывая, что они
формируются путем упражнений и создают возможность выполнять действия не только
в привычных условиях, но и в измененной среде [146; с.61-64], мы учитываем,
прежде всего, взаимосвязь и взаимозависимость сознания и деятельности и
особенности их проявлений [134; c.414]. Умение представляет собой сложное
психическое образование, формирующееся на основе системы навыков, относящихся к
одному и тому же виду деятельности [88; c.29]. Умения так же формируются на
основе знаний особенностей осуществления определенной профессиональной
деятельности, ее специфики [20; с.105-116].
Умение осуществлять ролевое поведение для сотрудников служб безопасности
негосударственных структур это особенность их профессионального поведения вести
себя определенным образом в соответствии с решаемыми задачами и требованиями,
которые ставятся перед ними. На наш взгляд, в приведенном высказывании проблема
сводится, прежде всего, не только к умению менеджера выбирать и использовать
необходимую линию поведения, но и осуществить ролевое поведение таким образом,
чтобы добиться успеха в достижении поставленной цели [98; c. 37-41] .
То есть, многочисленные функции менеджера по безопасности предпринимательства
реализуются в осуществляемом ролевом поведении исходя из его психологической
готовности. Именно в ней обнаруживается тот комплекс различных качеств и
свойств личности менеджера, который проявляется в процессе его профессиональной
деятельности и исследовался нами как «стиль ролевого поведения». Становится
очевидным, что формирование психологической готовности к ролевому поведению
менеджера по безопасности предпринимательства является одним из важнейших
условий успешности всей его профессиональной деятельности. Вместе с тем, это
условие предполагает и преобладание у менеджера наиболее оптимального стиля
ролевого поведения – рационального.
Некоторые исследователи сводят ролевое поведение сотрудников, обеспечивающих
безопасность или занимающихся правоохранительной деятельностью, только к умению
воспроизвести манеру поведения, жесты, мимику, речь, психологические
особенности, в целом образ другого человека [27], или к устойчивому стереотипу
поведения в определенных социальных ситуациях [36