Вы здесь

Особистісно-професійне становлення працівників прокуратури в процесі діяльності.

Автор: 
Радзівідло Ярослав Йосипович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2005
Артикул:
0405U000601
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

ГЛАВА 2
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ПРОКУРАТУРЫ
В главе речь идет об организации исследования, подборе и обосновании адекватных
цели и задачам работы методам исследования. Кроме того, представлены данные о
структурном анализе особенностей профессиональной деятельности прокуроров, а
также приведены профессиограмма и психограмма субъекта системы органов
прокуратуры Украины.
2.1. Методы изучения профессиональной деятельности прокурорских работников
Сущность любого эмпирического исследования предопределяет осуществление
анализа. Эмпирический анализ сводится к поиску инвариантного содержания
эмпирического факта [18]. Анализ в рамках юридической психологии
личностно-профессионального становления работников прокуратуры предполагает
вычленение закономерностей деятельности и психологических механизмов, а также
условий и факторов, способствующих достижению высокой эффективности
деятельности и профессионализма. В связи с этим исследование включало в себя
обоснование общих и частных методологических принципов исследования, методов
исследования и конкретных технологий.
Основополагающим методологическим принципом, как известно, являлся принцип
системности, реализуемый в психологических исследованиях
К.А.Абульхановой-Славской, А.А.Бодалева, В.А.Ганзена, Е.А.Климова, Б.Ф.Ломова и
других. Этот принцип применялся в разработке теоретических
основ этой науки [81], при исследовании личностно-профессионального развития
госслужащих, а также в изучении психологических особенностей
деятельности специалистов в особых условия [135; 136; 65; 169 и др.].
Системный анализ проблемы личностно-профессионального становления работников
предполагает всесторонний учет психологических особенностей деятельности,
включая особый и экстремальный характер труда, и особенностей субъекта данной
деятельности, проявляющихся в его мотивационно-смысловой, когнитивной,
эмоциональной и поведенческой сферах. Системный принцип в изучении
личностно-профессионального
становления прокурорских работников должен проявляться в комплексном подходе,
объединяющем особенности их профессиональной и психологической адаптации.
Предмет нашего исследования предопределяет другой методологический принцип
единства личности и деятельности [32; 33; 68; 88; 90; 101; 113 и др.].
Применение этого принципа означает изучение профессионально-важных качеств,
знаний, навыков, умений, профессиональных позиций в их взаимосвязи между собой
и по отношению к деятельности. Применение данного методологического принципа
позволяет получить целостную психологическую картину явления. Анализ полученных
результатов целесообразно осуществлять с опорой на данный принцип с выделением
общего, особенного и единичного, что дает возможность сформулировать
практические рекомендации.
Следующий основополагающий методологический принцип заключается в необходимости
изучения человека в процессе его развития как индивида, личности, субъекта
труда и индивидуальности. Этот принцип, сформулированный Б.Г.Ананьевым,
является важным в любом психологическом исследовании. В настоящем исследовании
работник прокуратуры рассматривался, прежде всего, как личность и субъект труда
в системе "человек-человек", "человек-коллектив".
Значимыми в проводимом исследовании являются применяемые в психологических
исследованиях принципы развития и принцип психологического детерминизма [41;
80; 131].
Для проведения эмпирической части работы необходимо было подобрать и
апробировать методы исследования. Однако, прежде чем описывать использовавшиеся
в диссертации методы необходимо обосновать, почему из всей совокупности
возможных методов были выбраны именно те, которыми мы пользовались в своей
работе.
Прежде всего, нами учитывались общие тенденции развития исследований в области
профессиональной психологии. Например, Л.Н.Корнеева указывает, что интерес
исследователей «постепенно смещается с изучения психофизиологических качеств и
особенностей психических процессов работника на исследование личности» [76,
60-61]. В связи с этим, вполне можно было предположить, что и в таком сложном
виде деятельности, к которому относится труд прокурора, личностные особенности
будут играть главную роль.
Кроме того, следует отметить, что в психограмме, как центральной модели
личностно-профессионального роста работника, подавляющее большинство
показателей относится к личностной или когнитивной сферам психики.
Далее для составления психограммы необходимо было особое внимание уделить
базовым профессионально значимым качествам, которые невозможно заменить
никакими другими свойствами. К таковым, прежде всего, относятся уровень
правосознания и показатели мотивационной сферы, т.е. сугубо личностные
свойства. Кроме того, к трудно компенсируемым характеристикам относятся
«эвристичность» мышления, его творческий характер, а это когнитивная сфера,
напрямую связанная с уровнем интеллектуального развития личности.
Как показал литературный анализ, уровень развития интеллекта для
профессиональной деятельности прокурорских работников играет одну из основных
ролей. Хотя, как указывает Х.Шулер «в сущности, не существует профессий, для
которых измерение интеллектуальных способностей не было бы полезным в отношении
предсказания профессиональной успешности» [175, 40].
При психологической оценке кандидатов на должности прокурора или его
заместителей основным предметом анализа, наряду с личностью претендента,
выступают также результаты его профессиональной деятельности в организации,
эффективность выполнения работы, своих служебных обязанностей.