Вы здесь

Місце та роль конституційно-судової гілки влади в демократичному політичному процесі

Автор: 
Туркіна Ірина Євгенівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2005
Артикул:
3405U001304
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
КОНСТИТУЦИОННО-СУДЕБНЫЕ ИНСТИТУТЫ В СТАБИЛЬНЫХ ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
В рамках данного раздела исследуется динамика политических систем
традиционно-демократических стран, как единиц политического анализа и, на
основании этого, выявляется роль и место конституционно-судебных институтов в
поддержании демократического характера описанных систем. Системы США, с одной
стороны, Италии, Франции, Германии – с другой, избраны на основании
классификации Г. Алмонда, как наиболее характерные примеры англо-американской и
континентально-европейской политических систем.
2.1. Политические системы англо-американского типа (на примере США)
П о л и т и ч е с к а я с и с т е м а С Ш А : п а р а м е т р ы
с т а б и л ь н о с т и д е м о к р а т и ч е с к о й о п р е д е л ё н н о с т
и. Англо-американская система характеризуется гомогенностью политической
культуры. Она гомогенна в том смысле, что политические цели и средства их
достижения разделяют практически все. Данной политической культуре свойственна
политизация политических институтов, в том числе негосударственных (партии,
заинтересованные группы и т.д.), на выполнении особых функций. Власть и влияние
внутри политической системы разделены, структура ролей в этой группе
политических систем четко выражена, дифференцирована и организована.
Политическая система США более двухсот лет существует как целостное
образование. Бросая взгляд на ее историю, мы можем выделить ряд параметров,
позволяющих охарактеризовать эту систему как уникальную, не имеющую аналогов ни
в Европе, ни тем более в Азии.
Можно соглашаться или не соглашаться с известной “школой консенсуса”, взгляды
которой нашли в свое время отражение в классической, по мнению многих
американских историков, книге Луиса Харца “Либеральная традиция в Америке”.
Всей историей страны доказан тот факт, что принципы индивидуализма (этнического
и предпринимательского), свободы, равенства перед законом в сильнейшей степени
повлияли на формирование политической системы США.
Американская политическая система консервативна: большинство составляющих ее
подсистем, особенно институциональная, менялись гораздо медленнее, чем скажем,
во Франции, Германии или Японии, не говоря уже об Украине, которая на
протяжении ХХ века пережила три политические революции. К тому же изменения,
происходившие в США, носили, как правило, менее радикальный характер.
Необходимо отметить, что при всем консерватизме политическая система
Соединенных Штатов отличается от многих других систем гибкостью и способностью
адаптироваться к изменяющимся условиям и императивам времени. Это достигается
за счет искусной интерпретации действующих в обществе норм и умения оперативно
изменять частности (детали), сохраняя при этом целое.
Политическая система США обладает столь высоко ценимым и политиками и рядовыми
гражданами качеством, как стабильность. Время от времени политические кризисы
сотрясали Америку, и в ее истории тоже случались годы, когда казалось, что “еще
немного, еще чуть-чуть” – и в “этой стране” воцарится социализм [[cxl]]. Но по
истечении определенного времени кризис, в конце концов, отступал, и становилось
ясно, что и на этот раз американская политическая система устояла. Чтобы понять
причину ее устойчивости и стабильности, необходимо разобраться какие элементы
составляют политическую систему Америки.
Первый элемент – либерально-демократический конституционализм, т.е. наличие в
стране конституции, которая опирается на либерально-демократические принципы и,
в свою очередь, служит опорой всей политической системы, определяет методы
политического правления.
Предшествовавшие или развивающиеся параллельно американской государственности
политические идеи, религиозные и духовные установки, морально-нравственные
нормы, правовые принципы синтезировались американскими мыслителями, стоявшими у
идейных истоков американской войны за независимость. В их число входили такие
политические деятели, как Сэмюэл и Джон Адамсы, Бенджамен Франклин, Томас
Джефферсон, Александр Гамильтон, Джеймс Медисон, Джон Джей и проповедник
независимости, свободы и прав человека Томас Пейн. “Все политические революции,
– писал Петр Чаадаев, – были там (на Западе), в сущности, духовными
революциями: люди искали истину и попутно нашли свободу и благосостояние”
[[cxli]].
Конституция США, разработанная и принятая в Филадельфии Конституционным
конвентом в 1787 г., и все последующие поправки (первые десять образовали
принятый в 1791 г. Билль о правах), несомненно, являются нормативным
фундаментом американского конституционализма. Американцы с почтением относятся
к авторам своей конституции и именуют их “отцами основателями”.
Американский философ права Скотт Бьюкэнен писал: “авторы конституции знали, что
они закладывают фундамент долгосрочной традиции” [[cxlii]]. Именно потому, что
Конституция США и Билль о правах воплотили политико-правовые идеи своего
времени, выразили общечеловеческие ценности. Основной закон превратился в некий
национальный и духовный символ. При этом главное значение для американца имеют
те его части, которые гарантируют человеку свободу и правосудие. Поэтому в
повседневной жизни американца Конституция США выступает фактическим мерилом
“правого” и “левого”. Так называемый средний американец может и не
ориентироваться в деталях судебного толкования конституции, но в его
политическом сознании само понятие конституция есть некий единый эталон
справедливости и добра.
Конституция как символ веры американизма прочно влилась в так называемую
гражданскую религию – органическую совокупность идей, ценностей и верований,
исторически пр