Вы здесь

Психологічні особливості процесу ціле покладання у керівників вищих навчальних закладів.

Автор: 
Малиненко Тетяна Іванівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2005
Артикул:
0405U001749
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

ГЛАВА 2
ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ЭМПИРИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
У РУКОВОДЯЩИХ РАБОТНИКОВ ВУЗОВ
2.1. Основные теоретические положения, исследовательская
модель, типология и этапы эмпирического исследования
В современной психологии все более и более осознается необходимость того, чтобы
характеристика личности пронизывала все содержание системы психологических
знаний. При этом в качестве системообразующей характеристики личности
выделяется ее направленность, квинтэссенцией которой являются ценностные
образования, которые выступают в качестве базальных, «первичных» свойств
личности, определяющие мотивы поведения, координаты ее целеполагания.
Как отмечалось ранее, одним из плодотворных направлений исследования личностных
особенностей, в контексте настоящего исследования, является выяснение влияния
отношения субъекта к ситуации, к себе и задаче, которые решаются им в процессе
порождения целей в соответствующих конкретных условиях жизнедеятельности.
Деятельность человека, исходя из его потребностей и мотивов, «управляется
психическим отражением наличных объективных условий и представлением будущего,
в частности представлением о том результате, на достижение которого она
направлена, т.е. сознательной целью» [94, с. 21].
Во взаимодействии личности с действительностью имеется множество различных,
разнонаправленных отношений, в которых, как отмечал Б.Ф. Ломов, трудно
разобраться, если рассматривать их парциально, локально, вне объективной логики
системы жизнедеятельности человека [103]. Поэтому при рассмотрении
жизнедеятельности человека, как отмечалось в первой главе, наиболее адекватными
представляются три системных принципа: проблемное построение исследования;
рассмотрение объекта как активного образования и, наконец, определение системы
как организации знаний об этом объекте. Далее попытаемся конкретизировать эти
принципы.
Проблемный принцип построения исследования, широко распространенный в
современной науке, особенно в практически ориентированных ее областях, кажется
довольно очевидным, простым. Однако эта очевидность размывается, если мы не
станем отождествлять проблему с прикладной задачей, а будем понимать первую как
проблемную ситуацию любого уровня человеческого существования. Но если кажется
очевидным, что описание и «нормирование» выбора покупки, места отдыха или
работы может рассматриваться как системная задача, то по отношению к
определению стратегии выбора (который совершается не раз и навсегда, а
повседневно) – это не столь очевидно.
Системная задача как задача системного исследования (и, следовательно, ее
объект) всегда конкретна, т.е. здесь решается единичная,
«индивидуализированная» проблема, которая в то же время не рассматривается как
уникальная, принципиально неповторимая. Это значит, что при анализе
целеполагания (как системной задаче) появляется возможность уйти от
неплодотворной дихотомии «индивидуально-уникальное–универсальное-всеобщее».
Ограниченность такого разделения состоит в том, что оно не позволяет построить
какие-либо континуумы объектов или задач. В рамках этой дихотомии целеполагание
человека как индивидуальная проблема понимается как не имеющая какого-либо
стандартного (рационального, логически воспроизводимого, неповторимого или
нормативно заданного) решения, которое может быть получено, рассчитано на
основе некоторого знания (информации). Поэтому здесь в решение всегда вводится
элемент, имеющий принципиально не «знаниевый» сциентиский характер. Это может
быть воля (например, «свободная воля»), волевой акт, иррациональные или
неосознанные импульсы, цели, почему-то всегда принципиально не совпадающие с
результатом, ценности, недоступные рациональному обоснованию, «вечные»
экзистенциальные проблемы, которые принципиально не имеют решения, и т.д.
Конкретное воплощение этого «неподвластного» науке элемента не так уж важно.
Важно, что он есть и делает возможным переход, мост к всеобщему,
универсальному, к некоторым алгоритмам решений.
Специфика системной задачи состоит в том, что, будучи индивидуализированной,
она в то же время и стандартна, так как объект в ней представлен как конкретное
сочетание стандартных элементов. По отношению к целеполаганию это означает, что
оно рассматривается как процесс индивидуальный, уникальный, неповторимый,
механизм которого, однако, состоит из повторяющихся, стандартных элементов.
Нестандартное может быть квалифицировано здесь как случайное, которым можно
пренебречь.
Принцип системности в исследовании целеполагания предполагает выбор некого
вектора движения: через уникальность в постановке целей, через их
неповторимость – к всеобщей, стандартной оценке, которая по существу и делает
систему целеполагания человека в определенной мере одинаковой. При этом
допущение о том, что целеполагание как системная задача состоит из некого
«набора» стандартных элементов, включает необходимость учета двух существенных
моментов. Во-первых, уяснение того, позволяют ли эти элементы построить
достаточно большой (количественно и качественно) континуум таких задач
(объектов) с тем, чтобы он включал глубокие экзистенционально ориентированные
составляющие целеполагания (например, оценку оценки целеполагания). Во-вторых,
насколько органично можно связать некоторые внутренние характеристики
исследуемого объекта с теми параметрами, на основе которых элементы системной
задачи стандартизируются.
Постольку, поскольку одной из наиболее существенных особенностей системы
целеполагания является его ситуативность, тесная связь с реальной и
примысливаемой сит