Вы здесь

Ціннісна природа усвідомленого саморозвитку особистості: соціально-філософський аналіз.

Автор: 
Коваленко Едуард Анатолійович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2005
Артикул:
0405U002053
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

Раздел 2. Сущность и содержание
осознанного саморазвития личности
Понятие «саморазвитие» пока ещё не заняло надлежащего места в системе
философского знания, а, следовательно, и не стало предметом философской
рефлексии. Видимо, оно может быть осмыслено, прежде всего, с помощью категорий
«движение», «самодвижение», «развитие». Понятие «движение» издавна и вплоть до
настоящего времени употребляется в двух различных смыслах: как обозначение
всякого изменения вообще и как обозначение изменения пространственного
положения тел относительно друг друга. Можно сказать, что движение есть
философская категория для обозначения внутренне присущего объективной
реальности свойства переходить из одного относительно устойчивого целостного
состояния в другое [154]. На первом этапе своего становления категория
«движение», отражая изменения вообще, в том числе и механическое перемещение
тел, уже противостоит метафизической концепции пассивности материи, тогда как
категория «самодвижение» – концепции «внешнего толчка». Самодвижение, в отличие
от движения, это не просто перемещение тел, а их внутренне необходимое,
спонтанное изменение, основой которого является постоянное возникновение и
одновременное разрешение внутренних противоречий. Противоречие исчезает тогда,
когда оно разрешается, но его разрешение есть, как известно, возникновение
другого противоречия и так до бесконечности. Благодаря этому самодвижение
существует как объективный, абсолютный и неисчерпаемый процесс. Именно в
постоянном изменении, происходящем в результате возникновения и разрешения
противоречий, и заключается самодвижение.
Хотя оба процесса связаны с разрешением тех или иных противоречий, их
кардинальное отличие заключается в том, что движение – процесс разрешения
преимущественно внешних противоречий между объектами, могущими иметь не только
позитивное, но и негативное влияние друг на друга и на окружающий мир;
самодвижение же является процессом разрешения, как правило, внутренних
противоречий, поскольку действие происходит внутри самого объекта как
самостоятельной системы.
Самодвижению присущи так называемые «скачки», «перерывы постепенности»,
«превращение в противоположность» и, наконец, уничтожение старого или
возникновение нового. Это может вести либо к развитию, либо к разрушению как
формам проявления самодвижения. Развитие воспринимается как положительный,
прогрессивный процесс, а разрушение – как процесс ломки, уничтожения.
Что же касается процесса «саморазвития», то ему, так же как и самодвижению,
присущи внутренние противоречия. Вместе с тем, данный процесс, в отличие от
движения, самодвижения, и развития, проявляет себя не только в природной, но и
в социальной среде. Это как бы особый механизм, способный влиять на
прогрессивное развитие человека благодаря его самостоятельности.
Философское изучение проблемы саморазвития детерминировано потребностями
конкретного научного знания. Исследование сложных природных, технических и
социальных систем вызывает необходимость их осмысления с позиции принципа
саморазвития. Понятия «саморазвивающаяся система», «саморазвитие» широко
применяются в специальных науках. Так, существуют работы, посвящённые анализу
общества как саморегулирующей системы, рассматривающие цивилизацию и культуру
как социальный способ саморазвития общества, исследующие процессы саморазвития
научного познания, создающие теорию саморазвития открытых каталитических систем
и др. [203].
Исходной предпосылкой саморазвития индивида является формирование и развитие
чувств, представлений, смыслов для непосредственного взаимодействия его с
внешним миром, содержащим те структуры и конструкции, с помощью которых
конструируется внутренний мир человека. Саморазвитие обусловлено сложностью
самой жизнедеятельности человека как природного и социального существа.
Деятельность человека, включая его социальное поведение, представляет собой
очень сложную, иерархически организованную систему процессов, которую можно
исследовать на разных уровнях её организации, начиная с самого низшего, где
деятельность представляет собой огромное множество элементарных актов
(двигательных, мысленных, чувственных), и вплоть до высшего уровня, где
деятельностью является сравнительно небольшая последовательность поступков
(деяний и недеяний) относительно социальных объектов – ценностей наивысшей
значимости.
Двойственный внешне-внутренний характер процессов жизнедеятельности всякого
живого существа обуславливает двойственность объективных требований к системе
его саморазвития. Любая такая система может существовать только тогда, когда
она обеспечивает, с одной стороны, приспособление внутренних процессов к
внешним условиям, а с другой – приспособление внешних процессов повседневного
взаимодействия со средой к состоянию внутренних условий, внутренних процессов в
организме. Саморазвитие человека как природного существа осуществляется в
процессе добывания и производства необходимых для него продуктов биологического
существования. Природа составляет, таким образом, единственный материал
трудовой деятельности человека. Чтобы достигать своих потребительских и
производственных целей, человек должен сообразовываться с законами вещей,
явлений, естественных процессов. И вообще, что бы человек ни делал, он не в
состоянии оторваться от пуповины, связывающей его с природой. Если человек и
находится в «единстве с природой», производя нужное ему по законам естества, то
это задаёт внешние ограничения его деятельности, но не его внутренние цели.
Сама по себе природа в своей стихии ничего (ил