Вы здесь

Мораль та суспільний прогрес

Автор: 
Федорук Наталія Миколаївна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2005
Артикул:
3405U003191
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС И ЕГО МОРАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
В предыдущей главе была представлена обусловленность эволюции морали углубляющимся, как правило, вненаучным постижением сущности человека в пределах учений о морали. Теперь предстоит рассмотреть общественный прогресс как источник и условие эволюции морали. Перед нами задача - воспроизвести существующие теории общественного развития, установить наличие или отсутствие общественного прогресса и проследить, как общественный прогресс влияет на мораль, нравственность. Для этого представим анализ явлений общественного прогресса с точки зрения изменения им морали: развенчание одних нравственных норм, замена их другими, установление новых отношений между имеющимися нормами или же представление нового в рамках старых моральных норм. Ограничимся научно-техническим, экономическим и социально-политическим видами общественного прогресса. Сравнительный анализ тенденций изменения морали позволит установить судьбу морали.
2.1. Концепции общественного развития
Понятие прогресса отражает, характеризует определенную сторону процесса развития. Развитие - это процесс необратимых изменений, идущих в известном направлении. Этими "направлениями" являются восходящая и нисходящая линии изменений. Следовательно, понятие развития включает движение по восходящей и по нисходящей линии. Прогресс - это поступательное движение, движение по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному. Противоположным по содержанию и смыслу является понятие регресса, означающее движение по нисходящей линии от высшего к низшему, упадок, деградацию. Понятие прогресса уже по содержанию понятия развития, взятого в широком смысле.
В соответствии с данными определениями, можно выделить следующие теории общественного развития: домарксистские учения прогресса, марксистская теория общественного прогресса, концепции социальных изменений и социальных эволюций, теории "стадий экономического роста", круговые теории общественного развития и пессимистические концепции развития. Они образуют классы оптимистических, циклических и пессимистических теорий развития.
К оптимистическим теориям развития можно отнести рационалистические теории исторического развития, рассматривающие движение разума, науки, общества в направлении от менее совершенного к более совершенному состоянию. Теории циклических круговоротов включают концепции, рассматривающие развитие общества, истории в целом в виде замкнутой линии, которая имеет свою заранее предусмотренную цель - возвращение в начальную точку. Пессимистические теории развития либо отрицают всякую возможность прогрессивного развития (прогресс одного сопровождается регрессом другого), либо констатируют регресс в развитии.
2.1.1. Понимание прогресса в домарксистских учениях Нового времени
Идея прогресса впервые получила широкое признание у просветителей-энциклопедистов. Они рассматривали исторический процесс как восхождение от низшего к высшему. Наиболее типичные провозвестники этой концепции - А. Тюрго и Ж. Кондорсе - понимали общественный прогресс, в основном, как непрерывное, прямолинейное, поступательное движение, основой которого является развитие человеческого разума, науки и просвещения. "Вся масса человеческого рода, - утверждал А. Тюрго, - всегда шествует, хотя и медленными шагами, но ко все большему совершенству" [78, с. 52]. Основой этой уверенности является вера в силу человеческого разума, взгляд на "природу человека", в которой заложена способность безграничного совершенства. Большое значение в общественном развитии А. Тюрго и Ж. Кондорсе придавали росту экономики, науки и техники.
Если принять во внимание, что человеческие способности к познанию в принципе неограниченны, но ограничены в каждую конкретную историческую эпоху, то можно принять идею Ж. Кондорсе и А. Тюрго о бесконечном совершенствовании.
Весьма значительное развитие идея прогресса получила в трудах социалистов-утопистов А. Сен-Симона, Р. Оуэна, Ш. Фурье. Они впервые заговорили о том, что та форма общественного устройства, в которой они живут, преходяща. На смену ей должно прийти более прогрессивное, социалистическое общество, где не будет частной собственности, эксплуатации и несчастий. А. Сен-Симон основное место в деле прогресса отводил науке, промышленности, считал, что развитие человеческой цивилизации должно пойти от феодальной и теологической системы к промышленной. Промышленников он относил к значительным, влиятельным общественным силам. Отдавая должное промышленности, а тем самым и науке, А. Сен-Симон вместе с тем высказывал новые для своего времени мысли относительно переустройства общества на социалистических началах. Развитие общества предстает у него как закономерный процесс развития разума и нравственного совершенствования людей. Он стремился найти реальные пути уничтожения эксплуатации людей [см. 79].
Р. Оуэн представил теорию поступательного развития общества. По его мнению, человечество идет навстречу эре разума, приближается день возрождения человеческого духа. Старой системе, основанной на заблуждениях, лжи, невежестве, бедности, жестокости, Р. Оуэн противопоставил идущую ей на смену новую рациональную систему, основанную на научном знании. Новая общественная система ставит себе целью обеспечение физического и морального благосостояния людей. Сила разума разрушит господствующую ложь, установит законы природы и Бога вместо несправедливых человеческих законов [см. 80].
Ш. Фурье наделяет человека божественной сущностью. Постепенное развитие производства, наук, по его мнению, способствует раскрытию сущностных сил человека. Источник морали - божественный закон. Установленные Богом законы можно и должно открыть. Источник аморализма - общественные законы. Организация труда, подчинение производства частным интересам, царство торгового духа - все это ведет, считает Ш. Фурье, к хаосу, беспорядку, бедствиям населения. При помощи разума должны быть введены социальные законы, соответствующие природе человека, воле Бога