Вы здесь

Синтез моделей прийняття рішень на підприємстві при освоєнні нових ринків збуту продукції

Автор: 
Рожко Ігор Володимирович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2005
Артикул:
3405U003769
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2. МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ ПРИ ОСВОЕНИИ НОВЫХ РЫНКОВ СБЫТА ПРОДУКЦИИ
2.1. Моделирование принятия управленческих решений по формированию дилерской сети предприятия
2.1.1. Модель принятия управленческих решений формирования дилерской сети предприятия на основе предпочтений потребителей
Рассмотрим процесс подготовки информации для принятия решений руководящим звеном промышленного предприятия металлургического комплекса о формировании состава дилерской сети при освоении новых рынков сбыта продукции. Общая постановка задачи моделирования будет сводится к следующим ограничениям. Предприятие выпускает ряд наименований однородной продукцию нескольких типов и производит реализацию в заданном сегменте рынка. С целью осуществления сбыта продукции при освоении нового рынка сбыта предприятию необходимо сформировать дилерскую сеть. Требуется с учетом результатов анализа предпочтений потребителей определить состав дилерской сети на момент освоения нового рынка сбыта.
Пусть - -й потенциальный потребитель -го вида выпускаемой на предприятии продукции, относящейся к определенной группе, , где - общее количество потенциальных потребителей -го вида продукции, которые были выбраны в качестве экспертов для формирования состава дилерской сети предприятия. Следует отметить, что в настоящей работе не ставится задача формирования методики отбора экспертов для формирования состава дилерской сети предприятия, однако определенно известно, что к их числу можно относить постоянных потребителей продукции предприятия, маркетологов, специалистов по организации дилерской сети и пр. Тогда - множество потребителей продукции, экспертов для формирования состава дилерской сети предприятия; - -я характеристика дилера предприятия, определяемая экспертным путем и нормализованная, , где - количество характеристик дилеров предприятия. Исходя из этого, - множество характеристик дилеров первого уровня иерархии дилерской сети промышленного предприятия, - множество дилеров первого уровня иерархии дилерской сети предприятия.
Экспертным путем определяется функция принадлежности , которая указывает предполагаемую степень принадлежности характеристики дилера . Данная функция может принимать значения в диапазоне : . Значения функции принадлежности являются основой для построения нечеткой матрицы :
.
В матрице каждый элемент выражает относительную степень принадлежности характеристики определенному дилеру. Чем более значима характеристика дилера в системе характеристик, тем выше значение функции .
Далее в процессе подготовки решения по формированию состава дилерской сети промышленного предприятия с учетом предпочтений потребителей на основе значений функции принадлежности формируется нечеткая матрица . Функция определяется экспертным путем и показывает степень значимости для -го потребителя -й характеристики дилера. Функция может принимать значения в диапазоне , т.е. .
.

Анализ матрицы позволяет сделать вывод о том, что ее элементы характеризуют относительную значимость характеристик дилера в процессе принятия решения о формировании состава дилерской сети предприятия в процессе освоения нового рынка сбыта продукции. Исходя из этого, чем выше значение функции принадлежности в матрице , тем более значимым для -го потенциального потребителя является -я характеристика дилера.
С применением операции композиции определяется аддитивная функция принадлежности , элементы которой формируются из матриц и и образовывают матрицу [76; 132; 129; 133]. Аддитивная функция принадлежности рассчитывается как

Следует отметить, что элементы матрицы характеризуют степень заинтересованности -го потенциального потребителя в присутствии на рынке сбыта -го дилера предприятия:
.
На следующем этапе построения модели принятия управленческого решения по планированию формирования состава дилерской сети предприятия с учетом предпочтений потребителей производится формирование порога разделимости , на основании применения которого в модели из состава дилеров исключаются те, в которых предположительно не будут заинтересованы потенциальные потребители продукции предприятия ввиду низких для них значений функции принадлежности . Порог разделимости рассчитывается как
.
Для всех потенциальных потребителей, которые принимают участие в подготовке информации для принятия решения о формировании дилерской сети промышленного предприятия определяется матрица весовых функций , которая характеризует удельный вес -го потенциального потребителя в общей группе экспертов для промышленного предприятия. На значения могут оказывать влияние такие факторы, как принадлежность -го эксперта к определенной группе потребителей, уровень доходов -го потенциального потребителя, степень заинтересованности -го потребителя в приобретении продукции предприятия и др.

где
.
С учетом значений матрицы удельных весов дилеров для предприятия (см. формулу ), а также с учетом матрицы удельных весов потенциальных потребителей продукции предприятия , сформируем информацию для принятия решения о составе дилерской сети промышленного предприятия при освоении нового рынка сбыта в виде матрицы
.
Элементы матрицы определяются на основе использования значений функции :

Исходя из этого, суммы строк матрицы , т.е.
,
характеризуют долю дилера , в составе дилерской сети промышленного предприятия с учетом предпочтений потенциальных потребителей продукции предприятия. Суммы столбцов матрицы , т.е.
,
характеризуют предполагаемый состав дилерской сети промышленного предприятия. В общем виде механизм принятия решений по формированию состава дилерской сети предприятия на основе предпочтений потенциальных потребителей при освоении новых рынков сбыта продукции представлен на рис. 2.1.
Применение предложенной модели позволяет руководящему звену промышленного предприятия металлурги