Вы здесь

Управління економічною ефективністю інноваційних проектів

Автор: 
Пархоменко Тетяна Іванівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2005
Артикул:
3405U004481
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
АНАЛИЗ ПРИНЦИПОВ И МЕТОДОВ ОЦЕНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ
2.1. Основные принципы оценки эффективности инновационных проектов
Эффективность определяется системой показателей, отражающих отношение затрат и результатов, применительно к интересам его участников. Прежде чем рассмотреть принципы оценки эффективности, мы сочли необходимым определить те сферы общественной жизни, которые обуславливают появление различного рода принципов при оценке эффективности того или иного явления.
В народном хозяйстве тесно переплетены интересы отраслевые и территориальные, т.е. техническое развитие тесно связано с экономическим и социальным развитием общества. Поэтому существуют многочисленные показатели, характеризующие процессы, происходящие в регионах. В экономике они условно разделены на три большие группы: коммерческая, бюджетная и народнохозяйственная (экономическая) [71,с.247]. Схематично они представлены на рис. 2.1.

Рис. 2.1. Основные показатели эффективности инновационного проекта
Коммерческая эффективность проекта определяется соотношением финансовых затрат и результатов, обеспечивающих требуемую норму доходности. Она может рассчитываться как для проекта в целом, так и для отдельных участников с учетом их вкладов по правилам. При этом в качестве эффекта (Эt) на t - том шаге выступает поток реальных денег. В рамках каждого вида деятельности происходит приток CIFt и отток COFt денежных средств, тогда разность между ними есть искомая величина [46, с.20]:
Эt = CIFt - COFt, (2.1)
Бюджетная эффективность - учитывает влияние проекта на расходы (доходы) бюджета. Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета. Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной и региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект (Bt).
Бюджетный эффект (Bt) для t-гo шага осуществления проект определяется как превышение доходов соответствующего бюджета (Дt) над расходами (Зt) в связи с осуществлением данного проекта [46, с.24]:
Вt = Дt - Зt , (2.2)
Показатели народнохозяйственной экономической эффективности отражают эффективность проекта с точки зрения интересов народного хозяйства в целом, а также для участвующих в осуществлении проекта регионов (субъектов федерации), отраслей, организаций.
При расчетах показателей экономической эффективности на уровне народного хозяйства в состав результатов проекта включаются:
- конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынках всей произведенной продукции);
- социальные и экологические результаты, определенные из совместного воздействия участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку в регионах;
- прямые финансовые результаты;
- кредиты и займы иностранных государств, банков и фирм, поступления от импортных пошлин и т. п.
Необходимо учитывать косвенные финансовые результаты, обусловленные осуществлением проекта, изменения доходов сторонних организаций и граждан, рыночной стоимости земельных участков, личного имущества и затраты на ликвидацию производственных мощностей, потери природных ресурсов и убытков от возможных аварий. Социальные, экологические, политические результаты, не поддающиеся местной оценке, рассматриваются как дополнительные показатели. В состав затрат проекта включаются предусмотренные в проекте и необходимые для его реализации текущие и единовременные затраты всех участников осуществления проекта, исчисленные без повторного счета одинаковых затрат одних участников в составе результатов других участников. Оценка предстоящих затрат и результатов определения эффективности инновационного проекта осуществляется в пределах расчетного периода, продолжительность которого принимается, учитывая такие факторы, как продолжительность создания, эксплуатации и ликвидации проекта, средневзвешенного нормативного срока службы основного технологического оборудования, требований инвестора. Для стоимостной оценки результатов и затрат могут использоваться базисные, мировые, прогнозные и расчетные цены. Под базисными ценами понимаются цены, сложившиеся в народном хозяйстве на определенный момент времени. Базисная цена на любую продукцию или ресурсы считается неизменной в течение всего расчетного периода. Измерение экономической эффективности проекта в базисных ценах производится на стадии технико-экономических исследований инвестиционных возможностей. Базисные, прогнозные и расчетные цены могут выражаться в гривнах и устойчивой валюте.
Оценка финансовой состоятельности проекта предусматривает разработку оптимальной схемы финансирования проекта, исходя из потребности в денежных ресурсах. Для этого оцениваются эффективность привлечения средств учредителей, эмиссии ценных бумаг, составляется оптимальный график погашения кредита, рассчитывается максимально возможная ставка кредита, которая может быть погашена на протяжении заданного периода эксплуатации проекта, проводится анализ показателей ликвидности, рентабельности и оборачиваемости активов. Разрабатываются необходимые формы финансовой отчетности, отчет о движении денежных средств, отчет о прибыли, баланс проекта. В расчетах отражаются обязательства производителей перед кредиторами, акционерами и государством, учитывается налоговое и макроэкономическое окружение, что связано с расчетом коммерческой эффективности.
Вследствие того, что народнохозяйственная, коммерческая и бюджетная эффективности тесно взаимосвязаны, то к ним применяются единые принципы оценки инновационных проектов и единая система оценочных показателей. Именно в таком порядке они и рассматриваются нами в дальнейшем.
Основными принципами оценки инновационного проекта являются: актуальность, общая, федеральн