Вы здесь

Психологічний аналіз мисленнєвих процесів комп’ютерних користувачів

Автор: 
Кременчуцька Маргарита Костянтинівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2005
Артикул:
3405U004503
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ КОМПЬЮТЕРОВ 2.1. Постановка проблемы 55 2.2. Организация и методы эмпирического исследования 60 2.3. Структура когнитивных процессов профессиональных пользователей компьютеров
74 2.4. Сравнительный анализ визуального мышления профессиональных и непрофессиональных пользователей компьютеров
86 2.5. Исследование латеральной зависимости когнитивных процессов профессиональных пользователей
101 2.6. Исследование стратегий мышления и гносеологических предпочтений
126 2.7. Психологические предпосылки оптимизации мыслительной деятельности профессиональных пользователей компьютеров
149 2.7.1. Технология совместного мышления153 Выводы162ВЫВОДЫ166СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ171ПРИЛОЖЕНИЯ186
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Информатизация и компьютеризация являются наиболее важной составляющей процесса использования информационных ресурсов общества, они касаются его жизненных интересов, которые связаны с интеллектуальным потенциалом. Внедрение компьютеров в информационную сферу наряду с применением телекоммуникационных средств связи определило современный этап развития информационных технологий, которые существенно изменили содержание различных видов деятельности. Появление новых форм мыслительной, мнемической, творческой деятельности необходимо рассматривать как историческое развитие психических процессов человека, совершающееся в результате использования компьютеров [152; 116].
Структура и функционирование в социальной среде информационных систем разного класса и назначения, представляющих собой человеко-компьютерную технологию переработки информации до настоящего времени не имеет четких и общепринятых понятий и показателей измерения интеллектуальной работы в рамках сложной системы "человек - компьютер". Интеллектуальная работа такой системы - это информационный процесс, в котором человек выступает активным элементом. Компьютер является своеобразным информационным партнером человека. Если технический аспект взаимодействия в системе "человек-компьютер" непосредственно определяется компьютером как машинным средством хранения и преобразования информации, то мыслительный и содержательный аспекты формирующегося при этом знания и характер его использования определяются человеком. При этом неминуемо происходит влияние самой компьютерной среды как особым образом репрезентированного информационного пространства на когнитивные процессы пользователя. Специфика взаимодействия в рассматриваемой системе такова, что коммуникация не сводится к передаче информации, а информирование к аккумуляции информации. Для осуществления этих процессов необходимо творческое соучастие получателя информации. Именно с этим связана особая роль когнитивных процессов пользователя в переработке информации, его личностном росте, как факторов, детерминирующих обратную связь "человек - компьютер" на дальнейшее развитие информационных технологий.
Актуальность данной проблемы усиливается еще и такими важными моментами. В связи с непрерывным насыщением сфер общественного производства, управления, науки, образования и быта вычислительной техникой и ее совершенствованием происходит понижение возрастного порога овладения компьютерной грамотностью и значительное расширение удельного веса компьютеризации в обучении. Отсюда следует, что проблемы психологического изучения влияния компьютерных технологий на человека необходимо рассматривать в перспективе объективной тенденции все более возрастающего влияния информационной сферы на жизнь общества и каждой отдельной личности [42; 43; 63]. Совершенно очевидно, что наиболее сильное влияние информатизации и компьютеризации испытывает на себе подрастающее поколение. Психолого-педагогические исследования показывают, что использование современных информационных технологий информатики имеет большое значение для развития интеллектуального потенциала школьников. В настоящее время психологами отмечается значительное влияние информатики и использования компьютеров в обучении на развитие у школьников теоретического, творческого мышления, а также на формирование мышления, направленного на выбор оптимальных решений [13; 14; 37; 41].
Проблема психологических последствий компьютеризации впервые была сформулирована О. К. Тихомировым и затем получила дальнейшее развитие в работах его сотрудников на различном эмпирическом материале (Ю.Д. Бабаева, Л.Н. Бабанин, И.Г. Белавина, А.Е. Войскунский и др.). Проводился сопоставительный анализ компьютеризированной деятельности, по сравнению с традиционной. Как возможные факторы психологических последствий компьютеризации изучались: функциональные, связанные с преобразованием шаблонных и творческих компонентов, осуществляемых в ходе решения задач компьютерными средствами, по сравнению с их традиционными формами; онтогенетические, сказывающиеся на формировании личностных свойств субъекта компьютеризированной деятельности; исторические, показывающие опосредствующее влияние компьютеров на развитие высших психических функций. В целом, данные исследования продолжали изучать процессы, обозначающие линию психического развития, которая, начиная с Л. С. Выготского, традиционно связывалась с идеей исторического развития [6; 136; 137].
В этом же направлении были проведены исследования по изучению психологических последствий информатизации в учебной и профессиональной деятельности (Д. Норманн, С. Пейперт, О.К. Тихомиров, А.Г. Шмелев, Ш. Текл и др.). В частности, предметом изучения являлись определенные навыки, конкретные действия, отдельные психические процессы, связанные с особенностями переработки и восприятия компьютерной информации [11; 109; 110; 138; 158; 188; 165; 166;193; 194;].
В работах Е.И. Машбица, Е.С. Полат, Е.А. Пономарёва, В.В. Рубцова, К.М. Шоломий было показано, что компьютер, включённый в структуру интеллектуальной деятельности человека, активно стим