Вы здесь

Моделі структурно-об'єктної технології розробки інтерфейсного комплексу корпоративної інформаційної системи

Автор: 
Ахмед І А Альбахлул
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2005
Артикул:
3405U004907
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
РАЗРАБОТКА МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТАМОДЕЛЕЙ СТРУКТУРНО-ОБЪЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНТЕРФЕЙСНОГО КОМПЛЕКСА КОРПОРАТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ
2.1 Разработка математической метамодели структурно-объектной технологии
проектирования интерфейсного комплекса корпоративной информационной системы
Проведенный в разделе 1 анализ существующих методологий, стандартов и
технологий проектирования КИС позволяет сформулировать следующие утверждения:
- современные КИС, используемые для достижения одинаковых целей, имеют
практически идентичные функциональные структуры;
- конкретные реализации современных КИС с идентичными функциональными
структурами в значительной степени различаются между собой;
- схожесть КИС обусловлена, главным образом, выведенной опытным путем
совокупностью функций, выполнение которых необходимо автоматизировать для
достижения поставленных целей;
- различие КИС обусловлено, главным образом, влиянием индивидуальных
особенностей объекта автоматизации, методологий, стандартов и технологий
проектирования КИС, средств разработки видов обеспечений КИС, команды
разработчиков КИС, а также условий эксплуатации КИС.
Исходя из этих утверждений, представим КИС, эксплуатируемую на предприятии, в
виде схемы, показанной на рис. 2.1.
Рис. 2.1. Схема структуры корпоративной информационной системы, эксплуатируемой
на предприятии
Данная схема основана на следующих предположениях.
Предположение 1. Деятельность объекта автоматизации рассматривается как
совокупность бизнес-процессов. Эти бизнес-процессы могут выполняться
последовательно или параллельно друг другу. За выполнение каждого
бизнес-процесса несет ответственность сотрудник или группа сотрудников
предприятия. Совокупность этих сотрудников может быть описана схемой
организационной структуры предприятия.
Предположение 2. Для автоматизации управления бизнес-процессами объекта
используются функциональные задачи КИС. Пользователями этих функциональных
задач становятся отдельные сотрудники (пользователи КИС). Частным случаем
является ситуация, при которой один конкретный пользователь взаимодействует
только с одной функциональной задачей КИС. В общем же случае пользователь может
взаимодействовать с несколькими функциональными задачами КИС.
Предположение 3. Каждая функциональная задача с точки зрения пользователя
может быть представлена совокупностью следующих видов обеспечений:
- ПО функциональной задачи;
- информационным обеспечением КИС (а именно базой данных КИС и запросами к
базе данных КИС);
- техническим обеспечением КИС (рабочей станцией пользователя, сервером базы
данных и компьютерной сетью КИС).
Остальные виды обеспечений пользователем рассматриваются как ограничения,
накладываемые на проектные решения по указанным выше видам обеспечений.
Здесь необходимо отметить, что показанный на схеме вариант технического
обеспечения КИС не является единственно верным. Так, при необходимости, может
быть выделен сервер программных приложений, на котором выполняется
общесистемные элементы прикладного программного обеспечения КИС.
Предположение 4. Прикладное ПО функциональных задач КИС создается с
использованием современных технологий разработки ПО (например, технологии
«Model-Control-View» или технологии «Boundary-Control-Entity») [4, 21],
предусматривающих выделение следующих отдельных элементов прикладного ПО:
- интерфейсов пользователей функциональных задач;
- блоков управления, которые обеспечивают требуемые режимы эксплуатации
интерфейсов пользователей;
- элементов ПО, которое обеспечивает взаимосвязь прикладного ПО функциональных
задач с базой данных КИС.
Учитывая, что пользователю в полном объеме доступен только программный
интерфейс, то любое изменение в бизнес-процессах и методах управления этими
бизнес-процессами будет приводить пользователя к выдвижению новых требований по
изменению прежде всего программного интерфейса соответствующих функциональных
задач.
В то же время, современные методики проектирования программных продуктов и, в
частности, ПО КИС [4, 21], любое новое требование пользователей к системе
следует определять прежде всего в терминах интерфейса пользователей
функциональных задач КИС. Такие методики (в частности, методики Joint
Application Development (JAD) и Rapid Application Development (RAD)) уже
доказали за прошедшие 10-20 лет свою эффективность при проектировании и
сопровождении КИС организационного управления. Поэтому с точки зрения
проектирования и сопровождения современных КИС чрезвычайно выгодным является
решение о разработке ИК КИС как отдельной наиболее часто изменяемой части ПО
КИС. При этом модернизация КИС должна рассматриваться, в первую очередь, как
задача модификации ИК КИС, решение которой позволит описать новые требования
пользователей в терминах уже существующих интерфейсов. Только в случае, если
такая задача не имеет решения в терминах уже существующих интерфейсов,
разработчиками КИС меняются проектные решения других элементов и видов
обеспечений КИС.
Исходя из этого, а также из приведенных в разделе 1 особенностей применения
проектного подхода к проектированию, внедрению и сопровождению КИС, для решения
поставленных задач исследования рассмотрим структурные особенности СОТ
проектирования ИК КИС.
Для описания рассматриваемой СОТ следует выделить три основных уровня:
- уровень концептуального описания, на котором рассматриваемая СОТ может быть
представлена структурной схемой (визуальными моделями) или же математическими
метамоделями, которые определяют основные особенности