Вы здесь

Формування української моделі державно-церковних відносин

Автор: 
Осиповський Семен Миколайович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2006
Артикул:
0406U000458
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ГОСУДАРСТВО И РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА ОТ ТОТАЛИТАРИЗМА К
ДЕМОКРАТИИ
2.1. Взаимоотношения советского государства и церкви
Отношения, сложившиеся в Союзе Советских Социалистических Республик между
государством и религиозными организациями, можно охарактеризовать как
антагонистические. Причиной этого был тоталитарный характер устройства
советского государства. В современной политической науке тоталитаризм
воспринимается как «система насильственного политического господства,
характеризующаяся полным подчинением общества, его экономической, социальной,
идеологической и даже повседневной жизни власти господствующей элиты,
организованной в целостный военно-бюрократический аппарат…Поскольку
«тоталитарная идеология» считала себя воплощением и истины, и блага, то всякое
…инакомыслие рассматривается как зло, подлежащее подавлению и устранению» [122,
с.177].
При тоталитарном строе государственная власть выступает абсолютной, агрессивной
по отношению к обществу и мобилизующей его силой. По своей сути тоталитарное
государство представляло собой закрытую самодостаточную систему. Эти её
качества определили отношение системы к чуждым ей элементам как нетерпимое,
поскольку эти элементы могли представлять существенную угрозу для
существования. Следствием этого был постоянный поиск несоответствующих базовым
ценностям социалистической формы устройства общества идеологий и социальных
групп, определяемых как ”враги”.
Одним из таких «врагов» была Церковь – один из немногих социальных институтов,
оставшихся от прежней социальной системы – Российской империи. Марксистско –
ленинская идеология была единственной идеологией в государстве и существование
параллельной религиозной формы общественного сознания воспринималось с точки
зрения господствующей формы мировоззрения как вызов.
Методологической основой рассмотрения религии советскими учеными являлись труды
классиков марксизма-ленинизма. По мнению Ф.Энгельса, религиозное мировоззрение
обусловливалось фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил,
которые господствуют над ними в их повседневной жизни, - отражением, в котором
земные силы принимают форму неземных. Сущность религии коренится во временном,
обусловленном уровнем общественного развития и уровнем развития материального
производства. Первоначальное возникновение религии произошло благодаря бессилию
первобытного человека перед необъяснимыми и непонятными ему природными
явлениями. Развитие материального производства сняло абсолютную зависимость
человека от природы, но и вызвало к жизни новый вид зависимости – зависимость
социальную. «Религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и
повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждой и
одиночеством» [94, с. 53 - 54]. Таким образом, религия, с одной стороны
осуществляла иллюзорно- компенсаторную функцию, помогая человеку легче
переносить трудности, а с другой – служила орудием угнетения трудящихся масс.
Проповедуя им необходимость смирения и покорность перед лицом государства и
обещая награду в потустороннем мире, религия тем самым способствует укреплению
господства буржуазии.
Существование в современном мире религии объясняется К.Марксом исключительно
наличием капиталистического строя с его эксплуатацией человека человеком и
требованием идеологического оправдания такой эксплуатации.
Однако религия может нести в себе и положительные качества. Многие движения
социального протеста принимали вид и форму движений религиозных, находя в
религии духовную опору своим требованиям. Дальнейшее логическое развитие этого
тезиса позволило представителям марксистско-ленинской школы оправдывать
некоторые религиозные по форме движения, имеющие остро выраженную социальную
направленность, к примеру, теологию освобождения.
В целом же религия должна была постепенно уступать свое место более
прогрессивному мировоззрению социалистического общества. С момента создания
новой социалистической государственности религия теряет ряд своих функций –
регулятивную, коммуникативную и др. По мере развития материального и духовного
прогресса утрачивает свое значение и иллюзорно-компенсаторная функция.
Необходимо время и длительная работа по уничтожению этого пережитка
капиталистического прошлого.
Характеризуя взгляды теоретиков марксизма-ленинизма, следует отметить следующие
особенности. Во-первых, по их мнению, религия представляет собой особый вид
массового сознания, обусловленный чисто субъективными причинами. Никаких
объективных причин к существованию религий нет. И, во-вторых, религия зачастую
служит правящему классу, легитимизируя его. В условиях же грядущего нового
общества религия должна постепенно исчезнуть. Поэтому против религии как
таковой не предусматривалось каких-либо мероприятий репрессивного характера.
Последние допускались против сил, использующих религиозный фактор в качестве
элемента политики.
Характер религиозной идеологии и идеологии коммунистической имеют нечто схожее.
И действительно, эти формы общественного сознания рассматривают состояние
общества как временное, преходящее, стремясь к идеальному будущему. Разница
заключается только в том, что религия обещает это идеальное будущее в ином,
неземном мире, а коммунизм предусматривает построение рая на земле. Отмеченные
параллели определяют характер взаимоотношений религии и марксизма-ленинизма.
Схожесть направленности идеологий, общность их носителей - людей,
неудовлетворенных существующим положением вещей, законченность этих
мировоззрений, не допускающая их существования параллельно, породи