Вы здесь

Ділове спілкування як феномен соціальної дійсності

Автор: 
Дмитренко Марія Йосипівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2006
Артикул:
0406U000772
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2.
НОРМАТИВНО-РЕГУЛЯТИВНЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ
ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
2.1. Морально-этическая императивность делового общения
Проблема этики делового общения, а конкретнее – бизнеса, т.е. процесса,
характеризующего все многообразие социально-практической деятельности,
актуализировалась во второй половине ХХ века. К концу ХХ века появляется целый
ряд трудов, в которых обсуждается значение этики в системе деловых связей,
излагаются позиции относительно ее места и роли в деловом мире и, прежде всего,
в предпринимательстве.
Особое внимание уделяется этической направленности делового общения, которое
складывается на основе единого интереса того или иного социального института,
коллективной заинтересованности в высокой результативности его деятельности, в
получении прибыли, эффективности самого процесса, его перспективе.
С этой точки зрения специалистами ставится вопрос: правомерно ли признавать
наличие этики в данной системе социальных координат, морален или аморален
бизнес в узком смысле и деловое общение в широком? При этом обращается внимание
на продиктованный современной системой рыночного хозяйствования
последовательный индивидуализм, составляющий основу не только конкуренции,
соревновательности, но и неограниченного волеизъявления личности вообще [116,
с. 17-23].
Считается также, что акцент на моральные проблемы и апелляция к ним оказываются
помехами к достижению деловых и личных целей. Некоторые специалисты убеждены,
что разговоры о морали деструктивны: они угрожают организационной гармонии и
слаженности отношений. Обсуждение моральных проблем противоречит деловому
прагматизму [116, с.74]. Вместе с тем, в защиту этики делового общения в
широком смысле и этики бизнеса в узком приводятся следующие аргументы. Свобода
предпринимательства ограничена двумя традиционными ценностями социального
порядка: справедливостью и равными возможностями. Справедливость, в свою
очередь предполагает существование еще двух ценностей: честности и правдивости
тех, кто участвует в бизнесе как общественно-полезной деятельности.
Среди специалистов, обсуждающих вопрос о моральных основах делового общения,
имеет место устойчивая позиция, согласно которой в бизнесе есть место этике.
Аргументируется мысль о том, что этика является средством, помогающим
поддерживать прибыльность и конкурентность. Более того, корпоративная этика
способствует стратегии выживания в эпоху глобальной экономики. Однако этика
имеет для бизнеса не основное значение, а побочное, маргинальное [116, с.
75-76]. Теоретическим обоснованием утверждения о наличии этических позиций в
деловом общении является философия прагматизма, связывающая самые различные
типы деловых отношений в сфере бизнеса с различными типами ответственности. В
современном высокоразвитом индустриальном обществе, жизнь которого определяется
прогрессивной экономикой и высокими технологиями, проблему распределения
ответственности за процесс осуществления социальной деятельности в различных ее
проявлениях берет на себя этика делового общения. Это происходит вследствие
того, что персональное действие индивидов настолько глубоко входит в систему
корпоративных действий, что теряет свою качественную определенность с точки
зрения моральной дихотомии добра и зла. Корпоративная моральная ответственность
не всегда совпадает с моральной ответственностью отдельных ее представителей.
Этика делового общения выявляет меру моральной ответственности, которая
возлагается либо на корпорацию как институт, либо на членов правления,
принимающих решение, либо на исполнителей, рядовых представителей корпорации.
В сочетании со словами «дело» или «бизнес» философская категория «этика»
употребляется в узком значении как сфера знаний или специальная дисциплина,
изучающая и аккумулирующая в себе принятые в деловом мире моральные нормы и их
назначение. Этика используется также как система знаний, рассматривающая
социальные цели и интересы людей в единстве со способами их достижения. Она
сосредоточена на широком спектре вариантов поведения управляющих и управляемых.
Этика делового общения направлена на изучение так называемых моральных дилемм,
когда повседневное моральное поведение в стратегии делового общения трудно
квалифицировать с точки зрения «правильное – неправильное».
Этика в деловом общении также призвана прогнозировать методы принятия решений,
приемы контроля за действиями личности. В сферу влияния этики включаются также
отдельные социальные программы, регулирующие поведение индивида или группы.
Деловая этика направляет свое внимание не на те обязанности, которые определяют
поведение человека в индивидуальной или общественной жизни, а на те, которые
актуальны для конкретного дела или отдельного факта. Таким образом, возникает
новая система норм, актуальная для конкретно-эмпирической ситуации, нуждающейся
в эффективном и результативном решении. Этику как систему знаний, отражающую
всеобщее и отдельное в моральном поведении людей, трактует американский
исследователь Роберт П. Вольф. Этика – это «систематическое исследование того,
как мы должны поступать по отношению к другим, так и по отношению к самим себе,
а также исследование того, какие вещи, характеризующие черты или типы людей,
являются хорошими, достойными положительной оценки и восхищения, а какие
плохими, заслуживающими порицания и осуждения. Этика имеет дело как с общими
правилами и принципами, так и с частными случаями» [26, с. 57].
Этика делового общения имеет теоретический и прикладной аспекты. Теоретический
потенциал этического знания включает в себя идеи и концепции о морали в деловом
общении, в которое включается деятельность государственных институтов, частного