Вы здесь

Моделі і методи підтримки прийняття рішень у системах автоматизованого управління бібліотекою ВНЗ

Автор: 
Бочаров Борис Петрович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2006
Артикул:
0406U000918
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЕ КРИТЕРИЕВ ЭФФЕКТИВНОСТИ управления библиотекой ВУЗа
2.1. Анализ существующих критериев оценки качества деятельности библиотеки
Как показано в разделе 1, в международной практике управление современной
библиотекой часто понимается как эффективное управление качеством
обслуживания.
Понятие «индикатор эффективности» вводится как количественный показатель,
который используется для оценки эффективности работы библиотеки [68,117]. Часто
цитируемое описание того, что должен включать индикатор эффективности работы,
было дано Р. Орром в 1973 г. [119]. Этот индикатор должен быть действенным,
информативным, надежным, воспроизводимым, удобным и предоставлять возможность
использования его для сравнения. Эти характеристики по-прежнему сохраняют свою
актуальность [68].
Индикатор эффективности должен быть действенным (эффективным) по отношению к
тому, что он будет измерять. Это очень важный момент. Индикатор применяется для
получения ответа на конкретный вопрос, и результаты его измерения должны давать
этот ответ.
Индикатор должен быть надежным (точным), т.е. свободным от двусмысленности. Это
идеальное требование, которое сложно выполнить, поскольку индикаторы
эффективности работы позволяют проанализировать отношение или мнение, трудно
измеримые количественно.
Индикатор должен быть воспроизводимым: одно и то же должно вычисляться или
измеряться одинаково. Для достижения этого необходимо, чтобы процедура
измерения была четко описана, а действия, лица или предметы, подлежащие оценке,
строго определены. Измерение должно позволять сравнивать эффективность работы
как одной библиотеки в различные моменты времени, так и различных библиотек
аналогичного типа.
Индикатор должен быть полезным (информативным) в принятии решений, а именно:
показывать причины низкой эффективности работы, например, недостаток у
пользователя необходимых знаний, отсутствие требуемых ресурсов в ключевых
местах, недостатки в организации рабочих потоков библиотеки;
раскрывать потребности пользователя;
помогать находить пути достижения более высокой эффективности.
Индикатор должен быть удобным («дружественным») по отношению к пользователю,
что, естественно, упростит его применение в библиотеках. Данное свойство едва
ли следует считать обязательным критерием. Если библиотека сильно
заинтересована в получении информации по конкретным направлениям, то может быть
применена даже более длительная и сложная процедура получения оценки.
В приложении Б (табл. Б.3-Б.16) находится перечень применяемых в различных
странах критериев эффективности работы библиотеки, полученный в результате
анализа литературы. В этом разделе мы остановимся лишь на индикаторах,
рекомендованных Международной федерацией библиотечных ассоциаций и учреждений
(ИФЛА) [9,68].
Для измерения эффективности работы библиотек ИФЛА рекомендует следующие 17
индикаторов.
Общее использование библиотеки и ее средств.
Охват пользователей.
Соответствие расписания работы библиотеки потребностям пользователей.
Качество фонда.
Экспертные оценки.
Использование фонда.
Использование фонда по предметным областям.
Неиспользуемые документы.
Качество каталога.
Поиск по названию.
Поиск по предметной рубрике.
Доступность документов в фонде.
Оперативность комплектования.
Оперативность обработки книг.
Доступность.
Время доставки документа.
Оперативность МБА.
Справочная служба.
Показатель получения корректного ответа.
Удаленное использование.
Обслуживание удаленных пользователей.
Удовлетворенность пользователя.
Удовлетворенность пользователя.
Удовлетворенность пользователя удаленными видами услуг.
ИФЛА предлагает рассматривать эффективность университетской библиотеки с
позиций пользователя, или, иными словами, эффективность деятельности библиотеки
с точки зрения предоставления услуг. Эта эффективность, однако, не обязательно
коррелирована с экономической эффективностью. Так, университетская или другая
научная библиотека, согласно оценке пользователя, может иметь высокий уровень
качества обслуживания и, тем не менее, использовать ресурсы достаточно
неэффективно. Источники затрат и экономической эффективности тесно связаны с
национальной и местной финансовыми структурами. Поскольку существуют огромные
различия между уровнями бюджета и объемами финансирования библиотек в различных
странах, ИФЛА воздерживается от введения универсальных показателей
экономической эффективности.
В странах бывшего СССР оценка качества работы библиотеки тесно связана с
библиотечной статистикой [21,57,82,87]. Деятельность библиотеки оценивалась с
точки зрения соответствия основных статистических показателей нормативным
значениям. В качестве цели библиотечной статистики рассматривается
предоставление органам государственного и общественного управления библиотечным
делом различных уровней полной и достоверной статистической информации о
состоянии библиотечной сферы [57]. Основные показатели, позволяющие оценить
эффективность работы библиотек, представлены в приложении Б (табл. Б.1, Б.2).
На протяжении последних десяти лет приоритеты в традиционной интерпретации
библиотечной статистики меняются. Теория библиотечной статистики становится
основой для разработки концептуальных представлений и системного подхода к
исследованию функций, звеньев, факторов инновационного развития, повышения
эффективности управленческой деятельности. Задачи библиотечной статистики на
современном этапе можно сформулировать следующим образом [87]:
разработка системы показателей, характеризующих масштабы, темпы, пропорции
развития библиотечной деятельности;
разработка методологии статистической оценки и анализа инноваций и их
результатов;
соз