Вы здесь

Соціальне сирітство як соціокультурний феномен.

Автор: 
Коваленко Олена Олександрівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2006
Артикул:
0406U000997
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
СОЦИАЛЬНОЕ СИРОТСТВО В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
2.1. Исследования социального сиротства в постсоветском пространстве
Политические и социально-экономические изменения, происходящие в последние 14
лет после развала СССР, обусловили появление ряда проблем, которые
непосредственно связаны с положением семьи и детства в обществе. Новые
обстоятельства обострили противоречия между жизненными установками поколений и
различных слоев общества, резкое падение уровня жизни большинства населения,
также обусловили резкое и прогрессирующее ослабление этических мотиваций в
обществе, чему в немалой степени способствовал и "расцвет" масскультуры,
поддерживаемый средствами массовой информации.
Проявлением общего духовного кризиса, возникшего на всем постсоветском
пространстве, стал и кризис воспитания - серьёзнейшая проблема современной
педагогической науки: была разрушена прежняя система ценностей, а новые
ценности не сформировались. Утрата общей цели создала ситуацию своеобразного
ценностного вакуума, что, несомненно, сказалось на системе образования и
воспитания. В одном из выступлений в ТГПУ им. Л.Н. Толстого президент РАО
академик Н.Д.Никандров констатировал: «С разрушением коммунистической системы
воспитания было устранено воспитание как задача образования.» [62]1
[1) [62] Никандров Н.Д. Российская духовная идея как основа общественного
воспитания // Православие в современном обществе. – Тула Изд. ТГПУ, 1999. – С.
6.]).
Однако, даже учитывая факт существования психологического давления на личность
при тоталитарном режиме, полная свобода личности сегодня не оправдывает
возложенные на данную свободу надежды. В данном случае мы сталкиваемся с
проблемой выбора наиболее оптимального режима для современного общества. С
одной стороны, это может быть режим, предоставляющий полную свободу для
личности, но обеспечивающий минимальное количество возможностей для ее
реализации. С другой стороны, речь может идти о режиме, ограничивающем свободу,
контролирующем развитие личности в соответствие с требованиями государства и
общества, но который в состоянии предоставить гарантированную систему
возможностей для того, чтобы личность могла стать полноценным членом общества.
Начало реформ привело к фактической ликвидации централизованной экономики, а
вместе с ней стала погибать и централизованная система социальной защиты, в том
числе система поддержки семьи, материнства и детства. Неожиданный духовный,
экономический, политический, социальный кризис, потрясший наши страны, привел к
увеличению числа семей с тем или иным уровнем социальной, психологической или
структурной дезорганизации. Резкое падение жизненного уровня населения вызвало
такое явление как отказ от ребенка в связи с отсутствием возможности его
прокормить. Кризисные явления в постсоветском обществе вызвали рост
преступности, наркомании, алкоголизма, психических заболеваний, расширив истоки
детского неблагополучия.
В доказательство приведем некоторые цифры - данные статистики по детской
смертности первого года жизни и ее основных причин в Украине. Общий показатель
детской смертности первого года жизни, в принципе, продолжает снижаться: на
1000 новорожденных в 2002 году он составлял 10,3, по сравнению с 11,3 – 2001
г.; 11,9 – в 2000 г.; 12,8 – в 1999 гг.[33]1
[1) [33] Державна доповідь про становище дітей в Україні за підсумками 2002
року. – К: Державний ін-т проблем сім’ї та молоді, 2003. - С. 11.]). В Одесской
области этот показатель также снижается: 9,7 – в 2002 г., 12,9 – в 2001 г.,
15,0 – в 1989 гг.[86]2
[2) [86] Статистичний щорічник Одеської області за 2002 рік – Одеса, 2003. - С.
339.]). Приведенные данные говорят о том, что уровень медицинского обслуживания
и уровень здоровья населения, матерей в частности, улучшается. Однако анализ
основных причин детской смертности свидетельствует о том, что значительно
снизился уровень внимания и контроля за детьми. Так, например, в Украине
непрерывно возрастает количество детских самоубийств (12,5 в 2002 г. по
сравнению с 10,9 – в 1989г.), убийств детей (5,7 и 3,7), отравлений алкоголем
(10,3 и 4,4) и случайных отравлений (15,1 и 7,9 соответственно) [87]1
[1) [87] Статистичний щорічник України за 2002 рік – Київ, 2002. – С. 11.]).
Спектр причин детского неблагополучия в переходном обществе весьма широк. В
числе существенных факторов следует выделить ряд кризисных явлений в семье:
высокий коэффициент числа разводов и количества неполных семей, асоциальный
образ жизни ряда семей; падение жизненного уровня, ухудшение условий содержания
детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения,
непосредственно отражающихся на детях; распространение жестокого обращения с
детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за
детскую судьбу.
Известно, что в процессе урбанизации и индустриализации неуклонно возрастает
значение общественных институтов как средств социализации, воспитание молодого
поколения, наряду с семейным, становится государственным делом. В современных
условиях семейное влияние, как уже отмечалось, уравновешивается, а иногда и
перевешивается воздействиями многих других социальных институтов, средств
массовой культуры и информации, друзей, сверстников, внешкольных и внесемейных
организаций. Более того, в настоящее время можно говорить даже о доминирующей
роли государства и общества при выполнении функций социализации. Однако, в
кризисном обществе именно слабая эффективность действий государственной
системы, нестабильность многих общественных институтов, порой их
неполноценность обусловливает тот факт, что г