Вы здесь

Ефективне використання ядерного палива - ресурс економічної безпеки держави.

Автор: 
Ватагін Михайло Юрійович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2006
Артикул:
0406U001067
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
МЕТОДОЛОГИЯ ЧИСЛЕННОЙ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ РЕСУРСООБЕСПЕЧЕНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ НА
ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
2.1. Измерение эффективности использования ядерного
топлива с позиций оценки уровня экономической безопасности
государства и территорий
Специфика оценки эффективности решений, направленных
на изменение порядка учета ядерного топлива
Оценка влияния организационно-управленческих решений, направленных на улучшение
ресурсоиспользования применительно к производству электроэнергии на АЭС, на
уровень основных показателей ЭКБ государства, должна учитывать специфику
данного сектора ТЭК. Прежде всего, учитывая значимость и масштаб эффекта такого
объекта, каким является АЭС, уместно на данном этапе рассматривать ЭКБ на
общегосударственном уровне, а не на территориальном, как это предпочтительнее
делать, анализируя, например, возможности НВИЭ и использования нетрадиционного
энергетического сырья [145]. Второе обстоятельство состоит в том, что
непосредственное влияние решения рассматриваемого в работе типа оказывают на
наличие финансовых ресурсов, обеспечивая их прирост за счет сокращения размера
необоснованных потерь. Это значит, что из известных сфер жизнедеятельности,
учитываемых при изучении ЭКБ, в первую очередь следует рассматривать
инвестиционную, а лишь затем все остальные, на состояние по которым
рассматриваемые решения влияют опосредованно. Поэтому важной задачей при
оценивании общего уровня ЭКБ становится правильное установление характера
взаимовлияния индикативных показателей ЭКБ, принадлежащих к различным сферам
жизнедеятельности и рассчитываемым по методикам, достаточно к настоящему
времени освоенным.
Поскольку данная мера рассматривается в качестве одного из многих СТР,
являющихся способом активизации ряда косвенных ИР [146, 147], то представляется
обязательной и оценка соответствующего ИП. Это тем более важно, что пересмотр
системы учета ЯТ может послужить стимулом для конкретных решений
технологического содержания, направленных на увеличение ГВ ЯТ, что само по себе
является весьма актуальной задачей [148-151]. Реальный рост ГВ ЯТ можно
рассматривать как активизацию соответствующего косвенного ИР, усиливающей
эффект предшествующего организационного решения. То-есть, в данном случае можно
говорить о реализации комплекса взаимосвязанных СТР.
В конечном счете, определение состояния ядерно-энергетического комплекса по
рассматриваемому направлению является элементом общего мониторинга ЭКБ
государства и с учетом характера взаимовлияния индикативных показателей,
используемых для оценки состояния по разным сферам жизнедеятельности должен
оцениваться уровень кризисности. Для этого также могут использоваться известные
методики [23-25, 36-38], но независимо от их возможностей обязательна также
разработка методики оценки физико-технических и экономических показателей,
являющихся основой соответствующих методик учета ЯТ.
И, наконец, значимость решения данной задачи должна корреспондироваться с
декларируемой ориентацией на инновационную модель развития государства и,
соответственно, его экономики [74-91]. А поскольку предполагаемый полезный
результат реализации данной задачи имеет в общем случае множественную форму
проявления, то уместно оценивать и его возможный инновационный эффект с целью
последующей оценки вклада в реализацию инновационной модели развития.
Показатели оценки уровня экономической безопасности
по основным составляющим и их взаимосвязь
Наиболее характерные показатели, используемые для характеристики уровня ЭКБ,
степени достижения УР и которые в той или иной степени отражают возможный
результат реализации СТР в различных сферах деятельности (включая атомную
энергетику), приведены в табл. 2.1. Система указанных показателей к настоящему
времени нашла достаточно широкое применение в мониторинге ЭКБ применительно к
различным территориям ряда государств СНГ [23-25, 36-38] не в меньшей степени
пригодна для условий Украины. В табл. 2.1 приведено также внутреннее содержание
индикаторов ЭКБ (которые одновременно характеризуют и уровень достижения УР,
отображая соответствующую динамику процесса) по различным сферам
жизнедеятельности, рассмотренным ранее.
На рис. 2.1 применительно к рассматриваемой задаче представлен в обобщенном
виде характер взаимосвязи индикативных показателей ЭКБ, характеризующих
различные сферы жизнедеятельности [152]. Разнообразие форм взаимодействия
учитывается при оценке эффективности как отдельных СТР, так и их комплексов. На
рис. 2.2, являющемся детализацией рис. 2.1, показано, что непосредственное или
опосредованное воздействие оказывается именно на конкретные составляющие
показатели, являющиеся основой расчета индикаторов независимо от уровня
проявления результата. Непосредственному выполнению расчета должно
предшествовать формирование соответствующей структуры, отображающей связи,
изображенные на рис. 2.1 и 2.2 (прямое и опосредованное влияние СТР на
индикаторы ЭКБ по выбранным для расчета сферам жизнедеятельности), а также
временную развертку проявления результатов анализируемых решений. Дело в том,
что эффект реализации тех или иных СТР не является мгновенным, а проявляется со
смещением во времени.
Последовательность соответствующих этапов (или уровней) проявления эффекта СТР,
что выражается в изменении оценок индикативных показателей, оценок уровня
кризисности территории и оценок показателей, являющихся исходными для
определения индикаторов.
Таблица 2.1
Показатели устойчивого развития
Обозна-чение
Сущность показателя
Способ определения