Вы здесь

Моделі та інформаційна технологія управління розвитком вищого навчального закладу

Автор: 
Яссер Надим Гамлуш
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2006
Артикул:
0406U002119
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО
ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ
ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ РЕСУРСАМИ
В данном разделе приведена обобщенная структура системы управления учебным
процессом ВУЗа, которая представлена в виде двух основных составляющих:
менеджмент ВУЗа (управляющая система) и учебный процесс (управляемая система).
В качестве объектов управления рассмотрены: структура и технология учебного
процесса, а также уровень его ресурсного обеспечения. Управляющая система
воздействует на учебный процесс с целью оптимизации выбранных критериев
управления. Рассмотрены четыре класса механизмов управления в ВУЗе:
планирование, организация, стимулирование и контроль.
Проведено вербальное описание технологии управления качеством подготовки
специалистов на основе степени обеспеченности ресурсами технологического
процесса обучения. Осуществлена формализация процесса оценки обеспеченности
ресурсами ТП обучения на уровне специальности.
Рассмотрена технология формирования критериев, определяющих качество учебного
процесса на основе степени его обеспечения ресурсами. Для этого использована
идеология бенчмаркинга, одним из основных понятий которого является понятие
эталона. Используя понятие эталона обеспеченности ресурсами, лицензионного
уровня и текущего состояния сформированы критерии, которые в дальнейшем
используются для решения задачи распределения финансов между ресурсами,
обеспечивающими качество проведения учебного процесса.
2.1. Обобщенная структура и механизмы системы управления учебным процессом
Обобщенная структура системы управления качеством образования на уровне ВУЗа
представлена на рис. 2.1. Она соответствует стандартному подходу к управлению
произвольным объектом. Рассмотрим кратко
хххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх
Рис. 2.1. Структура системы управления учебным процессом
отдельные составляющие структуры системы управления учебным процессом ВУЗа и
далее перейдем к их вербальному описанию.
1. Учебный процесс в ВУЗе, как управляемая система, определяется рядом
направлений (бакалавратов) подготовки специалистов, каждое из которых состоит
из совокупности специальностей, имеющих различные
образовательно-квалификационные уровни (ОКУ). Технологией учебного процесса по
определенной специальности для заданного образовательно-квалификационного
уровня является учебная программа. В работе учебный процесс в ВУЗе
рассматривается в виде трех структурных составляющих: «Абитуриент», «Бакалавр»
и «Магистр». Первая составляющая связана с довузовской подготовкой школьников.
Вторая составляющая соответствует образовательно-квалификационному уровню
бакалавра и третья составляющая – магистра. На вход учебного процесса поступают
школьники, а его результатом являются специалисты различных уровней [49].
В качестве объектов управления будем рассматривать:
1) структуру учебного процесса:
- номенклатура направлений подготовки специалистов;
- номенклатура специальностей в рамках выбранных направлений;
- совокупность образовательно-квалификационных уровней для каждой
специальности;
2) технологию учебного процесса (учебная программа) для каждой специальности и
образовательно-квалификационного уровня;
3) уровень ресурсного обеспечения (финансирования) учебного процесса для
заданных структуры и технологий (учебных программ).
2. Управляющая система (менеджмент ВУЗа) предназначена для реализации
управляющих воздействий на учебный процесс с целью оптимизации выбранных
критериев управления. Синтез модели управляющей системы предполагает:
1) синтез структуры управляющей системы, который состоит в определении
совокупности информационных, управляющих, технологических и других связей между
отдельными управляющими органами ВУЗа;
2) определение множества допустимых стратегий для управляющих органов на
различных уровнях управления с учетом: институционных, технологических,
ресурсных и других ограничений их деятельности;
3) выбор целевых функций для органов управления ВУЗом на различных уровнях;
4) разработку системы информированности. Определение объема и
последовательности получения информации, которой должны обладать органы
управления ВУЗом на момент принятия решения.
Ключевым понятием теории управления организационными системами является
понятие механизма управления – совокупности процедур принятия управленческих
решений [13-16]. В соответствии с четырьмя функциями управления выделяются
четыре класса механизмов управления. Рассмотрим кратко каждый из них
применительно к системе управления учебным процессом в ВУЗе.
Механизмы планирования:
- механизмы распределения ограниченных ресурсов между отдельными направлениями
подготовки специалистов, а также составляющими учебного процесса;
- механизмы экспертизы, которые могут быть использованы для определения
требуемого уровня ресурсного обеспечения учебного процесса, степени влияния
отдельных ресурсов на качество обучения и т.д.;
- конкурсные механизмы, предназначенные для упорядочения структурных
подразделений ВУЗа и выявления победителей и т.д.
2. Механизмы организации:
- механизмы смешанного финансирования, предназначенные для привлечения внешних
инвестиций. Наравне с бюджетным финансированием учебного процесса привлечение
средств за контрактное обучение, использование спонсорских средств и других
источников финансирования;
- механизмы «затраты-эффект» позволяют выделить те направления подготовки
специалистов в ВУЗе, которые являются наиболее привлекательными;
- механизмы назначения, дающ