Вы здесь

Український концерт для тромбона в аспекті становлення і розвитку жанру.

Автор: 
Крижанівський Федір Петрович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2006
Артикул:
0406U002327
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

Раздел II
УКРАИНСКИЙ КОНЦЕРТ ДЛЯ ТРОМБОНА:
ЭТАПЫ ЭВОЛЮЦИИ, ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ
2.1. Возникновение жанра концерта для тромбона
в украинской музыке и особенности его развития
на рубеже 1960-1970-х гг.
В Украине становление и развитие жанра инструментального концерта относится к
ХХ ст. Первые опыты в этой жанровой области принадлежали перу Л. Ревуцкого
(эскизы Первого фортепианного концерта – 1912 г., Второй концерт для фортепиано
с оркестром, первая редакция – 1934 г.) и В. Косенко (Концерт для скрипки с
оркестром – 1919 г.). Оба автора использовали в своих сочинениях жанровые
фольклорные интонации, что является симптоматичной и определяющей чертой
профессионального творчества украинских композиторов. В 1953 г. был написан
«Славянский концерт» для фортепиано с оркестром Б. Лятошинского – в каждой его
части автор использовал фольклорную тему: украинскую (I часть), словацкую (II
часть), польскую (III часть).
В 1960-70-е годы активизируются поиски композиторов в сфере
интонационно-выразительных средств, качественного обновления связей
музыкального фольклора и профессионального композиторского творчества
(«неофольклорная волна»). Ярким практическим подтверждением данной тенденции
стал Концерт для скрипки с оркестром № 1 М. Скорика (1969) – самобытная
авторская интерпретация классической модели концертного жанра; интонационной
основой произведения стало претворение речитативности, переосмысленной в
«инструментальном варианте».
Во второй половине ХХ в. жанр концерта достигает в Украине значительного уровня
развития. Это время появления скрипичных концертов Д. Клебанова, А. Штогаренко,
Г. Майбороды, фортепианных концертов М. Скорика, И. Ковача, Ж. Колодуб,
О. Красотова, А. Костина, концертов для виолончели с оркестром В. Губаренко,
М. Скорика, Е. Станковича. Создаются также концерты для инструментов, менее
привычных в роли солирующих: для валторны (Л. Колодуб, В. Гомоляка,
Е. Станкович), гобоя (А. Зноско-Боровский, В. Гомоляка, Л. Колодуб), кларнета
(Л. Колодуб, Н. Дремлюга), для трубы (Л. Колодуб, Ж. Колодуб, О. Красотов,
А. Костин), для арфы (А. Кос-Анатольский) и др.
Феномен возникновения украинского концерта для тромбона необходимо
рассматривать сквозь призму нескольких объективных причин. В первую очередь,
это результат развития украинской национальной композиторской школы в целом,
которая в ХХ в. раскрылась как солидная составная часть мирового музыкального
процесса.
Вторая, не менее важная причина, обусловлена появлением и первыми шагами
отечественной исполнительской школы игры на тромбоне, что в первую очередь было
связано с открытием в 1871 – 1872 учебном году класса тромбона в Киевском
музыкальном училище (преподавал валторну и тромбон солист Киевской русской
оперы М. Самборский, количество учеников в его классе было незначительным).
Заметим, что элементарная неподготовленность будущих студентов, отсутствие на
то время устоявшейся системы занятий никак не способствовали расцвету
исполнительства на духовых инструментах.
Новый этап становления украинской школы игры на тромбоне начался с открытия в
1913 году Киевской консерватории, где наряду с другими исполнительскими
специальностями был открыт и класс тромбона (преподаватели О. Ланге и
Н. Подгорбунский – ученик знаменитого профессора Петербургской консерватории
Вильгельма Вурма). Судя по архивным данным, класс тромбона был наиболее
многочисленным в сравнении с другими духовыми специальностями. Это
свидетельствует, с одной стороны, о популярности в то время самого инструмента,
а с другой – является показателем высокого авторитета преподавателей класса
тромбона [1 Интересный факт: если в дореволюционной России в симфонических и
оперных оркестрах в основном работали выходцы из Западной Европы (в первую
очередь – из Германии, славившейся передовой исполнительской школой игры на
духовых инструментах), то в послереволюционное время места в профессиональных
оркестрах постепенно стали занимать отечественные исполнительские кадры. ]
К сожалению, учебный материал для тромбона длительное время – на протяжении
десятилетий – оставался весьма ограниченным и преимущественно состоял из
переложений для тромбона произведений, написанных для других инструментов (в
частности, виолончели), а также вокальных сочинений. Потребность в
произведениях высокого художественного и технического уровня непреклонно росла,
однако лишь с появлением высокопрофессиональных исполнителей у композиторов
появилась возможность создания высокохудожественного концертного репертуара для
тромбона.
Так, именно творческое содружество композиторов и виртуозов-тромбонистов
содействовало появлению первых образцов сольных концертов для тромбона. Их
авторы – композиторы Евгений Зубцов (1920 – 1986) и Александр Зноско-Боровский
(1908 – 1983) – писали свои концерты в расчете и в творческом тандеме с
конкретным исполнителем – выдающимся украинским тромбонистом, солистом
Государственного академического симфонического оркестра УССР Анатолием
Розумиком. Именно этот музыкант осуществил исполнительскую редакцию
вышеупомянутых произведений (особенно каденций), впервые их исполнил, а позднее
записал в фонды Украинского радио [2 Традиция написания инструментальных
концертов «на конкретного исполнителя», как известно, имеет давние исторические
корни (еще с доклассического периода музыкального искусства) и сохраняется до
сих пор.]
Первый украинский оригинальний опус в концертном жанре, где в качестве солиста
выступает тромбон, увидел свет только в 1964 году. Это был Концерт для трубы и
тромбона с симфоническим