Вы здесь

Наскрізні теми, мотиви та образи у художній прозі М.О.Некрасова.

Автор: 
Ломакін Антон Олександрович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2006
Артикул:
3406U003188
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

Раздел 2
локальные культурно-исторические
константы в прозе Н.А.Некрасова
2.1. Тема литературно-журнальной жизни, мотив «писательства»,
образы писателей.
К локальным культурно-историческим темам в художественной прозе Н.А.Некрасова
принадлежат тема литературно-журнальной жизни, светская тема и тема народа.
Ведущее место в процессе становления литературной личности писателя занимала
тема литературно-журнальной жизни. Как пишет Н.Н.Мостовская, «Некрасов был
глубоко литературным художником», его «”литературность”, явление уникальное,
сравнимое, пожалуй, только с пушкинской <...> “Литературность”, преобладавшая в
творчестве писателя в 40 – 50-е гг. позднее сильно трансформируется и сходит
почти на нет в поэме ”Кому на Руси жить хорошо”, в которой воплотились
народно-поэтическое мышление и соответственно народно-поэтическая стилистика»
[117, с. 6 – 7]. Целью данного раздела является анализ локальных
культурно-исторических констант в прозе Некрасова и установление их места в
архитектонике некрасовской прозы.
О теме литературно-журнальной жизни в поэзии Некрасова писалось много [3, 7,
60, 64, 66, 86, 89, 90]. Она получила воплощение и в его прозе. От первых
прозаических произведений до романа “Три страны света” тема
литературно-журнальной жизни занимает важное место в повествовании. На наш
взгляд, и выбор героя (Клим, Тихон, Кирпичов), и введение в текст произведений
намеков на обстоятельства современной ему литературно-журнальной жизни, и
создание персонажей, напоминавших известных литераторов и критиков, говорит о
сознательной установке Некрасова именно этой темой скрепить сюжеты нередко
распадающихся (“Жизнь и похождения Тихона Тростникова”) на различные фрагменты
произведений.
Первая незавершенная “Повесть о бедном Климе” с темой литературно-журнальной
жизни связана лишь отчасти. Обращение к тексту повести позволяет заглянуть в
творческую лабораторию писателя, видеть его художественный рост и круг
творческих интересов. В пометах на рукописи и различных вариантах произведения
остались указания на то, что герой мыслился Некрасову как «поэт». И его
мытарства в поисках места, стремление сохранить собственное достоинство,
верность своим представлениям о морали и нравственности очерчивают круг
проблем, которые могли быть связаны с этим образом. Текст несостоявшейся
повести был впоследствии использован для нового произведения, посвященного
«похождениям» Тростникова, и здесь образ литератора-разночинца создавался уже
последовательно. Исследователи отмечают, что «Некрасов делает попытку
художественно запечатлеть общественный тип разночинца, во многом
противоположный традиционному для прозы 1840-х гг. герою – маленькому человеку
(Акакию Акакиевичу Башмачнику, Макару Девушкину)» [121, т. 8, с. 717].
Главный герой “Повести о бедном Климе” – по первоначальному замыслу «поэт», а
затем – «кандидат в чиновники», Тихон Тростников видит себя поэтом, потом
становится литератором. Несмотря на некоторую схожесть персонажей, именно связь
Тихона с литературой значительно расширяет в романе круг описываемых явлений,
связанных с литературно-журнальной и театральной средой. Клим приехал в
Петербург благодаря усилиям своего опекуна: «Отец его был чиновником особых
поручений у одного губернатора, он служил, служил и наконец умер, не оставив
своему сыну ничего, кроме худого фрака и доброго имени <...> Губернатор взял
его себе на воспитание, полюбил и, оставив службу, увез с собою в Петербург,
где обещал заняться им как родным сыном <...>» [121, т. 8, с. 6].
Повествователь подчеркивает, что «в пятнадцать лет Клим был образцом целомудрия
и кротости, а в двадцать, когда уже оканчивал университетский курс, к стыду и
изумлению XIX столетия, имел все качество добродетельного человека <...> Опекун
был человек старого времени и имел о добродетели совершенно отсталое,
превратное понятие, которое, к сожалению, вполне усвоил своему питомцу» [121,
т. 8, с. 6]. Тихон попал в Петербург «после долгих размышлений» своего отца,
который готовил сына «к скромной доле чиновника» и «рассуждал о средствах
попасть в какое-либо учебное заведений» [121, т. 8, с. 60]. Отец «отправился к
губернатору, который его очень любил, просить рекомендательного письма.
Губернатор принял такое сильное участие в сыне своего любимого чиновника, что
пожелал видеть» его и составил письмо, которое должно было обеспечить Тихону в
столице счастливое будущее.
И Клима, и Тростникова автор наделяет множеством добродетельных черт. Находясь
в крайней нужде, Клим не хочет «купить счастия бесчестным поступком». Тихон
признается, что на его совести «нет ни одной патриотической драмы, ни даже
небольшого стихотворения, наполненного возгласами и восклицаниями, очень хорошо
известным господам, упражняющимся в изделиях такого рода» [121, т. 8, с. 64].
Однако черты обоих персонажей все же яснее проявляются в том, как они
поступают. Клим, оставшись без наследства, которое не успел оформить опекун,
уходит из некогда приветливого дома и отправляется искать места. Он мог бы
просить денег у своей матери, однако «он никогда бы не решился беспокоить ее и
скорей согласился бы умереть с голоду. Такая уж странная натура была у него!»
[121, т. 8, с. 8].
Экзекутор также сделал Климу заманчивое предложение жениться на девушке «с
голубыми глазами, вся из мечты, воздуха и поэзии, хорошенькой, как роза,
свеженькой, как персик, только что сорванный с дерева» [121, т. 8, с. 14],
которая оказалась в тягость своим родственникам. Однако неловкое поведение
неопытного юноши в свете разрушило планы экзекутора и привело Тихона к дуэли.
Повествован