Вы здесь

Феномен політичного міфу в соціальному просторі сучасності

Автор: 
Безнісько Вікторія Станіславівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2006
Артикул:
0406U004065
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
РОЛЬ МЕХАНИЗМОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
ПОЛИТИЧЕСКОГО МИФА
Цель данного раздела состоит в исследовании степени участия, а также степени
значимости механизмов художественного мышления в процессе создания и
функционирования политического мифа. Продуктом мифологического мышления
является миф, продуктом художественного мышления – художественный образ.
Следовательно, для того, чтобы выявить особенности функционирования в сознании
указанных процессов, необходимо определить сходства и различия мифа и
художественного образа, являющих собой две взаимопроникающие друг в друга
модели виртуальной реальности в процессе их реализации в конкретном
произведении искусства. Объектом исследования данного раздела являются
особенности реализации (а именно формы и определяющие их механизмы)
политического мифа (модификации политического мифа в тоталитарном сознании) в
вербальных видах искусства, а именно в русской и зарубежной прозе ХХ века, а
также в современном массовом искусстве. Влияние на сознание художественного
произведения, в котором воплощён тот или иной миф, многофункционально.
Относительно сознания автора оно выступает в качестве средства внедрения мифа в
иное сознание, а также формой воплощения мифов, владеющих его собственным
сознанием; относительно сознания воспринимающего художественное произведение –
это форма воплощения мифов, живущих в сознании автора, основой которых служат
какие-либо явления объективной действительности; кроме того, сам процесс
восприятия художественного произведения будит в сознании адресата мифы,
находящиеся в активной или пассивной стадии своего бытия.
1. Возможности художественного мышления в процессе функционирования
политического мифа. Возможности художественного мышления в процессах
формирования, проникновения и влияния политического мифа на сознание
реализуются посредством взаимодействия механизмов мифологического и
художественного мышления в течение указанных процессов, обеспечивающих бытие
мифа в сознании. Следствием взаимодействия является взаимопроникновение мифа и
художественного образа, обусловливающее рождение новой целостности, новой
виртуальной реальности, несводимой ни к мифу, ни к художественному образу.
Данная новая целостность представляет собой модель одной виртуальной реальности
(миф) включённую в другую модель виртуальной реальности (художественный образ
или художественное произведение), способствующая либо укреплению, либо
разрушению мифа, содержащегося в ней. Взаимопроникновению мифа и
художественного образа способствуют следующие особенности породивших их
разновидностей мышления. Так, сферой реализации для мифологического и
художественного мышления является человеческое сознание. Объектом
воспроизведения – является сфера ценностей, которые образуют внутренний мир
человека. Целью субъекта как мифологического, так и художественного мышления
является познание мира, а также познания самого себя как отдельного духовного
мира, взаимодействующего с миром объективной реальности. Структуру
познавательного процесса образуют два вида отношений: Я – Ты (в качестве «Ты»
может выступать абсолют, мир в целом, другой человек), Я – Я. Именно
посредством данных отношений осуществляется взаимодействие мифа и
художественного образа, реализующееся в конкретном произведении искусства.
Таким образом, суть основного качества, определяющего одноприродность мифа и
художественного образа (или художественного произведения, являющего собой
систему образов, организованную и объединённую авторским замыслом), в том, что
как миф, так и художественный образ (а также художественное произведение) суть
взаимодействующие между собой модели виртуальной реальности, являющиеся
отражением объективной реальности, созданные посредством работы воображения. Но
при этом художественный образ не тождественен мифу, воплощённому в нём, он
является лишь одной из возможных форм реализации мифа. Само понятие
«виртуальная реальность» можно определить как реальность, порождённую
человеческим сознанием и сочетающую в себе элементы объективной и субъективной
действительности. Реализуется виртуальная реальность, посредством креативных
способностей человека, принимая разные формы. Основой возможности существования
в сознании понятия «виртуальная реальность» является допущение носителем
данного сознания бытия не одной «природной» реальности, а многих реальностей,
не взаимоисключающих друг друга, а взаимодействующих между собой, подобно трём
пространствам бытия человека: мира мыслимого, мира видимого и мира объективного
(внешнего). Виртуальная реальность как явление, реализующееся в сознании,
обладает следующими качествами, объясняющими саму возможность взаимодействия
мифа и художественного образа. «Виртуальная реальность всегда порождена некой
исходной (константной) реальностью; виртуальная реальность относится к
реальности константной как самостоятельная и автономная реальность, существуя
лишь во временных рамках процесса её порождения и поддержания её существования.
Объект виртуальной реальности всегда актуален и реален, виртуальная реальность
способна порождать иную виртуальную реальность следующего уровня» [56, 172].
Так, константной реальностью для мифа как модели виртуальной реальности
является объективная реальность, а точнее какая-либо конкретная реалия
объективной действительности. Для художественного образа как модели виртуальной
реальности константной реальностью, с одной стороны, являются снова - таки
какие-либо реалии