Вы здесь

Стратегії та механізми психологічної адаптації особистості до умов перехідного періоду в суспільстві

Автор: 
Луценко Олена Львівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2006
Артикул:
0406U004751
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
методы исследования проблемы
Для решения поставленной проблемы мы использовали широкий спектр методов
психологического исследования: организационные, эмпирические,
количественно-качественного анализа научных фактов и интерпретационные (в
соответствии с классификацией Б.Г.Ананьева [158]).
В качестве организационного нами был применен сравнительный метод: сравнивались
интересующие нас психологические переменные в группах исследуемых различного
пола, возраста и социально-экономического статуса.
Эмпирические методы включали в себя сочетание психологического тестирования с
демографической анкетой.
Обработка результатов проводилась методами качественного и количественного
анализа информации, математико-статистической проверки гипотез и выявления
латентной информации.
Метод интерпретации включал априорный теоретический анализ на базе литературных
источников и обобщение материалов собственных исследований с позиции
системно-эклектического подхода. Под системным эклектизмом мы понимаем
сформулированный Гордоном Оллпортом принцип, в соответствии с которым
принимаются в расчет все знания, полученные за всю историю развития науки,
релевантные поставленной цели психологического исследования. Исследователь,
стоящий на этой позиции, может использовать валидные факты и теоретические
положения, полученные в любой школе, и при этом не поддерживать некоторые
базовые постулаты этих психологических школ [138, с. 27].
С целью выбора релевантных задачам исследования психометрических тестов были
проанализированы существующие подходы к диагностике психологической адаптации
[89]. Выбор был остановлен на опроснике «Шестнадцать личностных факторов» Р.
Кэттелла и Многоуровневом Личностном Опроснике «Адаптивность» А.Г. Маклакова.
Оригинальность исследования заключалась в разработке и применении авторской
проективной методики «Актуальные адаптационные установки».
Таким образом, использовались преимущества апробированного субъективного
подхода – теста «Шестнадцать личностных факторов» Р. Кеттелла как
универсального многофакторного перечня личностных черт, и модифицированного
варианта теста СМИЛ – МЛО «Адаптивность» А.Г. Маклакова. Необходимость
использования последнего, кроме его преимуществ как специализированного
стандартизированного в современных условиях инструмента для измерения
адаптационных компонентов, была вызвана тем, что он содержит четкий критерий
адаптации – широко известный клинически значимый уровень профиля СМИЛ - 70
Т-баллов.
Разработанная нами методика была нацелена на существенно важные характеристики
переходного исторического периода в украинском обществе, благодаря чему
позволила выявить своеобразную картину адаптации современной личности в форме
установок, как мало разработанного аспекта адаптации. Для диагностики установок
релевантным является проективный подход, в частности методика «Незаконченных
предложений».
2.1. Методика «Актуальные адаптационные установки»
Теоретическая основа для разработки авторской проективной методики
незавершенных предложений «Актуальные адаптационные установки» состояла в
следующем. В связи с тем, что длительность обсуждаемого исторического периода
перешла за десятилетний рубеж, можно говорить о том, что это достаточно большой
срок для формирования определенного специфического опыта, выработки комплекса
психологических установок, отношений, являющихся проявлением процесса адаптации
к данной ситуации. Процесс выработки и смены установок, по нашему мнению,
является основным функциональным механизмом процесса адаптации, который,
формирует картину мира субъектов транзитивного общества.
Для выявления такой информации мы решили использовать проективный подход, а
именно, модифицировать методику «Завершенния предложений» [35, 149]. Е.Т.
Соколова выделяет следующие особенности проективных методик: «Проективное
исследование, в отличие от исследования с помощью объективных тестов или
личностных опросников, ориентировано на выявление индивидуальных, «уникальных»
способов адаптации личности к социальному окружению и к себе самой»; «Предмет
проективного исследования – не объективные отношения личность-среда, а их
субъективная концептуализация личностью»; «Личность – это саморегулирующаяся
система, цель которой – организация субъективного опыта в соответствии с
адаптивными задачами»; «Личность – это уникальная система познавательных
процессов, потребностей, черт и способов адаптации, образующих ее
индивидуальный стиль» [178, с. 22].
Б.Ф. Бурлачук отмечает, что в проективных методах данного типа, реализуется
«структурный тип проекции, связанный с объективацией неосознаваемых установок –
элементарных программ организации поведения, обеспечивающих готовность к
восприятию явлений в определенном ракурсе, отношении» [33].
Однако, содержание выявляемой проективными методами психической продукции, и в
частности, установок, не всегда полностью бессознательно.
Принцип «исцеления через осознание», открытый Фрейдом и объясненный Павловым в
терминах «отщепленных» переживаний, который нужно привести в связь с остальными
функциональными образованиями полушарий мозга, является, по–видимому, причиной
того, что установки переходят в сознание, когда для этого складываются
благоприятные условия. Одним из таких условий может быть неадаптивное влияние
некоторых фиксированных установок в изменяющейся жизненной ситуации.
Ф.В. Бассин не соглашается с Д.Н. Узнадзе, что установки всегда неосознаваемы.
Бассин утверждает, что раз установка – это состояние, обусловливаемое
определенной организацией предшествующего опыта и приводящ