Вы здесь

Механізм державного регулювання стійкого розвитку енергетичного сектора економіки

Автор: 
Поспєлов Олександр Васильович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2007
Артикул:
3407U000446
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
ИССЛЕДОВАНИЕ ФАКТОРОВ И УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ УКРАИНЫ

2.1. Исследование механизмов функционирования энергетических рынков

Энергетический комплекс занимает в экономике любой страны ключевые позиции и определяет развитие государства в целом. Конец второго тысячелетия сказался бушующим развитием экономических отношений в мире, которые приобрели четкие тенденции к глобализации и взаимному проникновению, усилению диктата научно-технического прогресса. Происходят фундаментальные изменения в межгосударственных и межотраслевых отношениях, испытают преобразования общественно-политические общественные связи во всем мире. Безусловно, такие тенденции в развитии мировых и межгосударственных хозяйственных отношениях сказываются на становлении экономического базиса стран, которые недавно стали на путь рыночных отношений.
Целиком понятно, что энергетический комплекс не может оставаться в стороне этих процессов. Он органически связан со всеми отраслями хозяйства страны, имеет тесные связи с другими странами. Правильно выбранная стратегия реформирования и развития комплекса будет оказывать содействие продвижению реформ и в других сферах хозяйственной деятельности.
При выборе состава оснащения для работы на будущее приоритет предоставляется базовой нагрузке АЭС и ТЭЦ, которые работают по собственным графикам и не подлежат диспетчеризации. Нагрузка такого оснащения в дальнейшем, как правило, не изменяется (рис. 2.1).

Рис.2.1 Информационные потоки процесса планирования режима работы ОЭС Украины
Замыкают прогнозный состав оснащения энергоблоки электростанции, которые работают по ценовым заявкам на конкурентной основе. Для определения состава такого оснащения Распорядитель системы расчетов (РСР) использует ранжирования энергоблоков по их удельной стоимости, которая отражает уровень ценовых предложений производителей (рис. 2.2.). Выбор энергоблоков осуществляется, начиная от наиболее дешевого к полному покрытию нагрузки в ОЭС Украины.
ЭнергоблокиУдельная стоимостьЗаявленная мощность
Ранжирование по удельной стоимостиБлок 176,24300Блок 276,24300Блок 382,17200Блок 482,25195Блоки, включенные в график...Блок 2395,92280Величина необходимого
покрытия - 21608 МВтБлок 2498,37290Блок 2598,3729021608Блок 26100,11170
Холодный резервБлок 27107,24170...

Ранжирование энергоблоков ТЭС

Рис. 2.2. Ранжирование энергоблоков ТЭС
Планирование режима завершается оптимизацией распределения нагрузки среди энергоблоков производителей, которые работают по ценовым заявкам. Целью данного процесса является минимизация стоимости электроэнергии для потребителей путем приоритетной нагрузки энергоблоков с наименьшим приростом цены на электроэнергию.
Стоимость электроэнергии, которая поставляется на ОРЭ производителями, которые работают по ценовым заявкам, состоит из трех основных составляющих:
• платежи за электроэнергию;
• платежи за рабочую мощность;
• платежи за маневренность.
Определение оптовых цен для производителей, которые работают по ценовым заявкам (рис. 2.3)
Граничная цена системы Цена за рабочую мощность Цена за маневренность
Рис. 2.3. Ориентировочные почасовые оптовые цены на электроэнергию для производителей, которые работают по ценовым заявкам

Платеж за электроэнергию предназначен для покрытия сменных затрат на производство электроэнергии (топливная составляющая) и начисляется по почасовой предельной цене системы, которая является ценой наиболее дорогого маневренного энергоблока, которое было включено в работу по результатам ранжирования.
Условно-постоянные, постоянные затраты и рентабельность покрываются платежами за рабочую мощность и маневренность, которые кроме основной функции создают необходимые стимулы для несения нагрузки и участия в регулировании суточных графиков. Цены за рабочую мощность и маневренность рассчитываются каждый час в зависимости от необходимости для энергосистемы обоих видов услуг, создавая при этом необходимые ценовые сигналы для производителей.
Анализ деятельности на ОРЭ производителей электроэнергии
РСР постоянно осуществляет:
• мониторинг ценовых заявок производителей с целью обеспечения честной конкуренции участников рынка;
• анализ динамики оптовых цен для производителей электроэнергии;
• анализ платежей за сверх/недопроизводство и уменьшение платежей за нарушение диспетчерского графика нагрузки;
• анализ структуры производства в ОЕС Украины;
• анализ режимов потребления электроэнергии в ОЕС Украины.
Отчет Распорядителя системы расчетов перед Советом рынка и подготовка предложений относительно усовершенствования работы ОРЭ.
РСР ежеквартально отчитывается по результатам своей работы на заседании Совета рынка. Указанный отчет включает:
• анализ работы производителей и поставщиков электроэнергии на ОРЭ за соответствующий период;
• анализ диспетчеризации и ценообразования на ОРЭ;
• предложения относительно усовершенствования работы ОРЭ.
Основные функции Распорядителя системы расчетов ОРЭ Украины в части формирования балансов электроэнергии и расчетов платежей выполняет департамент балансов электроэнергии и расчетов платежей, а именно:
• Обрабатывает и анализирует фактические ежедневные и месячные данные относительно объемов покупки и продажи электрической энергии в ОРЭ Украины.
• Выполняет расчеты фактических почасовых оптовых цен на электрическую энергию.
• Осуществляет расчеты ежедневных платежей за электрическую энергию, купленную и проданную в ОРЭ Украины.
• Выполняет расчет отчетного б