Вы здесь

Управління конкурентоспроможністю банку в умовах фінансової лібералізації

Автор: 
Пікуш Юрій Петрович
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2007
Артикул:
3407U000721
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2
РАЗВИТИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ БАЗЫ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТНОЙ
СРЕДЫ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
2.1. Научно-методические подходы к оценке уровня открытости экономики и рынка финансовых услуг
Как отмечают специалисты, экономические особенности финансовых услуг наряду с наиболее высоким темпом научно-технического прогресса в этом секторе мирового хозяйства создают объективные трудности в осуществлении оценки последствий устранения нетарифных барьеров в международной торговле услугами.
Современная методология оценки нетарифных барьеров в международной торговле финансовыми услугами рассматривается на основе обобщения информации о существующих свидетельствах дискриминации в отношении иностранных поставщиков услуг, причем как фактически присутствующих на национальном рынке, так и потенциальных. Свидетельства о реальных и потенциальных барьерах, исходя из существующей практики, далее преобразуются в количественный индекс закрытости сектора, причем влияние каждого выявленного ограничения на величину данного индекса максимально соответствует его действительной экономической значимости.
Влияние ограничительных мер, включенных в количественный индекс, на цены и объемы предоставляемых потребителям услуг количественно оценивается с помощью результатов эконометрического анализа на основе межстранового сопоставления. При этом остальные основные факторы, определяющие межстрановые различия, также должны приниматься во внимание в явном виде.
В целом для анализа последствий либерализации международной торговли услугами в рамках национальной экономики наибольшее распространение получили модели, базирующиеся на матрице социальных счетов или на использовании межотраслевого баланса. Можно выделить три типа подобных структурных моделей:
1. Модели статического межотраслевого баланса (Леонтьевские модели). Данные модели базируются на предположении, что промежуточные затраты пропорциональны валовому выпуску продукции, произведенной в каждой отрасли. При заданном векторе конечного спроса и известных коэффициентах прямых затрат можно, решив соответствующую систему уравнений, найти значения валовых выпусков продукции отраслей, необходимые для удовлетворения данного конечного спроса. Основным недостатком данного класса моделей для их применения с целью анализа изменений в экономической политике является невозможность оценить влияние такой политики на поведение субъектов рынка, поскольку поведенческие функции экономических агентов в этих моделях не учитываются.
2. Модели межотраслевых взаимодействий. В данных моделях каждый поток продукции предполагается зависящим от валового выпуска отрасли-производителя (предложение), от валового выпуска отрасли-получателя (промежуточный спрос) и соответствующего элемента конечного потребления (конечный спрос). Их применение осложняется тем, что, эконометрического оценивания параметров таких моделей необходимо иметь достаточное количество точек наблюдения (межотраслевых балансов за последовательные годы в основных ценах).
3. Оптимизационные модели, построенные на предпосылках конкурентной экономики (основные из них - максимизация прибыли фирмами и максимизация полезности потребителями). В данных моделях делаются явные предпосылки о производственных функциях и функциях полезности экономических агентов. Большинство параметров этих функций можно оценить на основе статистических данных, содержащихся в межотраслевом балансе за один год, при этом некоторые параметры должны оцениваться отдельно или приниматься равными усредненным или среднемировым показателям.
Услуги, как уже отмечалось, обладают рядом особенностей, в том числе и по сравнению с обычными товарами. Так, Т.Уорен и К.Финдлэй [88] дают следующее определение услуги: предоставление услуги является такой экономической деятельностью, в результате которой создается добавленная стоимость или непосредственно для другого экономического агента, или происходит увеличение добавленной стоимости принадлежащего другому агенту товара. Соответственно, главной отличительной чертой процесса предоставления услуги является необходимость непосредственного взаимодействия между поставщиком услуги и ее потребителем.
Первой особенностью, важной с точки зрения международной торговли услугами, является наличие нескольких режимов торговли. Согласно классификации ГАТС выделяют следующие режимы:
- трансграничная торговля услугами;
- потребление услуг резидентами данной страны за рубежом;
- коммерческое присутствие поставщика услуг в стране покупателя;
- оказание услуг физлицами путем их перемещения в страну покупателя.
При трансграничной торговле ни поставщик услуги, ни ее потребитель не перемещаются в страну потребителя (поставщика). Взаимодействие между ними происходит или по телекоммуникационным каналам, или по почте.
Потребление резидентами услуг иностранных компаний во время туристических или деловых поездок за границу составляет содержание второго режима международной торговли услугами.
В контексте ГАТС третий режим предусматривает создание поставщиком услуги своего представительства, дочерней компании или филиала в стране потребителя услуг.
Наконец, четвертый режим торговли практически идентичен третьему, за исключением того, что он предусматривает перемещение физического лица, оказывающего услугу, в страну потребителя услуги.
Наиболее важным с точки зрения объемов международной торговли услугами становится третий режим, когда путем осуществления прямых инвестиций иностранная компания создает в данной стране свою аффилированную структуру, которая действует как юридическое лицо. ГАТС предусматривает, что такой компании с участием иностранного капитала будет предоставлен национальный режим. Это означает то, что регулирование деятельности иностранных компаний ничем не должно отличаться от регулирования национальных поставщиков услуг. Следует еще раз отметить, что необходимым фактором международной торговли услугами является трансграничная мобильность факт