Вы здесь

Категорія часу в фортепіанній поетиці С. В. Рахманінова.

Автор: 
Забірченко Віолетта Артурівна
Тип работы: 
Дис. канд. наук
Год: 
2007
Артикул:
0407U001156
99 грн
(320 руб)
Добавить в корзину

Содержимое

РАЗДЕЛ 2. Время как фактор музыкального формообразования в фортепианном творчестве С. В. Рахманинова....................................73
2.1. Цикличность как выражение темпоральной природы музыки С.В. Рахманинова (на материале фортепианных прелюдий)................73
2.2. Цикличность как свойство стиля и тип художественной идеи в творчестве С. В. Рахманинова (на примере анализа музыкальных моментов и этюдов-картин).........................................................105
2.3. Исполнительские хроноартикуляционные факторы фортепианного творчества С. В. Рахманинова......................................................132
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................157
Список использованной литературы.............................................170
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Значение творчества С. В. Рахманинова, интерес к его личности как к особому художественно-психологическому феномену в контексте современной мировой культуры не только не приуменьшается, но, напротив, возрастает, однако это не находит достаточного отражения в музыковедческой литературе; сегодня все еще отсутствуют фундаментальные теоретические исследования творчества Рахманинова. Словами В. Медушевского: "Как это ни покажется странным, но творчество Рахманинова - это огромный материк, доселе неизведанный" [90, с. 15]. В связи с этим усиливается необходимость изучения фортепианного творчества Рахманинова как единой поэтики, как взаимообусловленности композиторского и исполнительского способов осмысления и композиционного выражения.
С другой стороны, одной из наиболее востребованных в кругу гуманитарных исследований становится сегодня проблема пространственно-временных параметров человеческой деятельности [11; 37; 38; 49; 53; 62; 78; 112-114], в том числе, музыкального творчества, обозначаемая и как проблема музыкального хронотопа. Однако пока что обращения к явлению времени и темпорально-спатиальной организации музыки [14; 16-18; 26; 39; 41; 47; 66; 96-98; 99; 103; 116; 119; 138-139; 144-145; 158-159; 160; 164; 168; 1694 170; 171; 173] только подчеркивают сложность и полемичность проблемы музыкального хроноса, что не отменяет важности данного явления в композиторском и исполнительском творчестве. Относительно музыки Рахманинова категория времени приобретает особенно принципиальное значение, поскольку связана с центральной стилевой парадигмой его творчества.
Объектом исследования является фортепианное творчество С. В. Рахманинова в единстве его композиторской и исполнительской сторон.
Предметом исследования становится концепция времени как фактор стилеобразования в фортепианных произведениях С. В. Рахманинова.
Цель работы - выявить значение категории времени в фортепианной поэтике С. В. Рахманинова, в том числе, системный характер темпоральности в музыке Рахманинова.
Основными задачами работы являются следующие:
* определение музыковедческих аспектов проблемы времени и специфики проявления времени в музыке;
* выявление антиномичных сторон и свойств музыкального времени в связи со структурными уровнями музыкальной поэтики;
* изучение цикличности как основного типа музыкальной темпоральности в фортепианном творчестве С. В. Рахманинова;
* анализ музыкального тематизма и принципов формообразования фортепианных прелюдий, музыкальных моментов и этюдов-картин С. В. Рахманинова как музыкально-хронотопических знаков;
* определение композиционных, жанровых и стилевых свойств цикличности в связи с системными свойствами временной организации (темпоральности) фортепианных циклов С. В. Рахманинова;
* выявление исполнительских хроноартикуляционных факторов фортепианного творчества С. В. Рахманинова (на материале Третьего фортепианного концерта);
* раскрытие концепции времени в фортепианной музыке С. В. Рахманинова на уровне эстетической идеи и в связи с исполнительским пониманием;
Методологическая основа работы определяется диалектико-феноменологическим подходом к проблеме музыкального времени А. Лосева, концепцией креативного времени в музыке М. Аркадьева, В. Суханцевой; теорией исполнительского стиля русской фортепианной музыки М. Смирнова; концепцией музыкальной поэтики А. Самойленко; связанными с проблемой цикла и цикличности работами В. Бобровского, Д. Житомирского, Ю. Келдыша, В. Конен, А. Крыловой, Л. Мазеля, В. Протопопова, С. Скребкова, Ю. Хохлова, В. Цуккермана и др.; исследованиями, непосредственно обращенными к разным аспектам творчества С. В. Рахманинова, в том числе, к его фортепианным циклам и к вопросам о его исполнительском стиле (А. Алексеев, М. Арановский, Б. Асафьев, В. Берков, И. Бобыкина, В. Брянцева, А. Кандинский, Ю. Келдыш, Г. Коган, Е. Назайкинский, Ю. Понизовкин, Е. Сорокина, И. Сухомлинов, И. Царевич, Т. Чернова и др.). В методах работы соединены эстетический и музыкально-текстологический подходы, интегрированные на основе музыковедческого понятийно-терминологического аппарата, дискурса и апробированные путем стилистического анализа и семантического обобщения.
Материалом исследования являются фортепианные произведения С. В. Рахманинова, а именно, циклы прелюдий, музыкальных моментов, этюдов-картин и Третьего фортепианного концерта.
Научная новизна и теоретическое значение исследования определяются объяснением феномена времени в его взаимообусловленности с пространственно-фактурными условиями музыкальной композиции на основе фортепианного творчества С. В. Рахманинова. Впервые предлагается оценка темпоральных факторов фортепианной поэтики Рахманинова как главных и решающих в становлении музыкальной композиции и музыкально-стилевой идеи. Впервые разрабатывается системный поход к явлению музыкальной темпоральности, в частности, в музыке Рахманинова, на основе учения о музыкальной логике А. Лосева. Принципиально обновляется аналитический поход к фортепианным произведениям Рахманинова, в том числе, со стороны их исполнител